Владельцы несетевых фитнес-центров пытаются продать свой бизнес крупным компаниям, констатируют участники рынка. Кризис и мертвый сезон сократили доходы клубов. При переходе одиночных клубов в собственность сетевых компаний может исчезнуть сегмент эконом, предупреждают эксперты.
Владельцы несетевых фитнес-центров пытаются продать свой бизнес крупным компаниям, констатируют участники рынка. Кризис и мертвый сезон сократили доходы клубов. Цены на фитнес-услуги у одиночных проектов традиционно ниже, чем у сетевых компаний. В преддверии отпускного сезона крупные игроки обычно поднимают стоимость услуг. Несетевые клубы не могут себе это позволить. При переходе одиночных клубов в собственность сетевых компаний может исчезнуть сегмент эконом, предупреждают эксперты.
По словам генерального директора ООО «Страта партнерс» Анастасии Юсиной (сети OrangeFitness и CityFitness), «компании в последнее время часто поступают предложения купить несетевой петербургский или московский клуб». «2009 год стал не очень удачным для владельцев фитнес-клубов. В связи с этим инвестиционные фонды уже предлагают мелким игрокам недорого продаться. Кризис еще не закончился, а впереди мертвый сезон — в начале лета традиционно падает спрос. Одиночным клубам тяжело выживать, и они принимают решение о продаже», — комментирует ситуацию Анастасия Юсина.
Менеджер санкт-петербургского фитнес-клуба Taleon признает: «Такая ситуация сегодня действительно существует». «На данный момент обстановка для фитнес-клубов неблагоприятная. Возрастает расходная часть, а платежеспособность населения не растет», — говорит менеджер. С ним согласен представитель московского клуба «Арт-спорт»: «В одиночку выживать всегда сложно, а на расширение у несетевых клубов нет денег. Поэтому самое выгодное решение — продать клуб более крупной компании».
По данным компании «Экспресс-обзор», количество фитнес-клубов в 2009 году приблизилось к 2 тыс. залов. До 2008 года темпы роста рынка превышали 20% в год, объем рынка фитнес-услуг в 2008 году составил около $900 млн. В 2009 году рынок впервые за несколько лет сократился на 16%. Число посетителей фитнес-клубов понизилось на 15%. Больше всего пострадали рынки Москвы и Санкт-Петербурга, количество потребителей услуг в регионах в основном осталось на прежнем уровне. По итогам 2009 года 70% оборота отрасли приходится на две столицы.
Для фитнес-индустрии характерно развитие «сверху вниз» — первые российские клубы позиционировались как услуги премиум-класса. Кризис скорректировал политику отрасли, теперь основной оборот приходится на клубы, работающие в среднем ценовом сегменте и сегменте эконом плюс. Крупнейшие игроки рынка — Russian Fitness Group (сети World Class и «Физкульт»), «Планета фитнес» (сеть «Планета фитнес»), «Страта партнерс» (сети Orange Fitness и CityFitness). По оценке экспертов, уровень проникновения фитнес-услуг в Москве составляет не более 3%.
По мнению аналитика «Юникредит секьюритиз» Наталии Смирновой, «у мелких игроков рынка есть финансовые трудности, которые вынуждают их продавать бизнес». «Если тенденция сохранится, то игроков на рынке станет меньше, и можно ждать повышения цен на данные услуги со стороны монополистов. Это ожидаемо, так как потенциал рынка большой и спрос на спорт будет расти», — резюмирует Наталия Смирнова.