В 2017 году производство копченых колбас выросло на 2% и составило 625 тыс. тонн. Это более ¼ всего российского производства колбасных изделий. Сырокопченые колбасы занимают значимое место по популярности в сегменте копченых колбас.
Самые большие среднедушевые расходы на сырокопченые колбасы – у жителей Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов. Интересно, что в ЮФО и СЗФО в 2017 году затраты на сырокопченые колбасы на душу населения были почти одинаковыми, а расходы жителей ЦФО на сырокопченые колбасы в 2017 году - в 1,5 раза выше. Самые низкие расходы - в Сибирском федеральном округе.
КАРТА ИНТЕНСИВНОСТИ СПРОСА НА СЫРОКОПЧЕНЫЕ КОЛБАСЫ ПО ФО, РУБ./ЧЕЛ.
По объему рынка сырокопченых колбас традиционно лидирует ЦФО вследствие высокой численности населения. К лидерам по объему рынка можно также отнести ЮФО, а вот СЗФО по объему рынка относится к группе «выше среднего», поскольку по численности населения уступает ЮФО. ДФО, как самый малочисленный федеральный округ России, замыкает рейтинг округов. Объем рынка сырокопченых колбас в ДФО в 16 раз ниже, чем в ЦФО.
КАРТА ИНТЕНСИВНОСТИ ОБЪЕМА РЫНКА СЫРОКОПЧЕНЫХ КОЛБАС ПО ФО, РУБ.
Интересно, что внутри федеральных округов различия в затратах на сырокопченые колбасы также высоки. В целом Центральный федеральный округ характеризуется высокими расходами на сырокопченую колбасу, однако в западной и юго-западной части ЦФО жители тратят существенно меньше. В Брянской, Курской и Тамбовской областях расходы населения ниже среднего, в Воронежской области - средние. Из юго-западных регионов ЦФО выделяется традиционно «мясная» Белгородская область, где расходы жителей на сырокопченые колбасы выше средних значений по России, но, тем не менее, ниже расходов москвичей почти в 2,5 раза. Однако по объему рынка, вследствие высокой плотности населения, Белгородская область относится к самой высокой группе.
Расходы москвичей и жителей Московской области на сырокопченую колбасу сопоставимы друг с другом. В остальных регионах ЦФО даже с высокой интенсивностью спроса расходы в 2017 году были существенно ниже. Например, расходы жителей Рязанской области были в 1,6 раз ниже расходов москвичей, а расходы жителей Орловской области – более, чем в 2 раза.
КАРТА ИНТЕНСИВНОСТИ СПРОСА НА СЫРОКОПЧЕНЫЕ КОЛБАСЫ В ЦФО
Интересные моменты можно отметить по рынку сырокопченых колбас в УФО. Жители этого округа тратят на колбасы меньше, чем в среднем по России. Однако в Ямало-Ненецком АО расходы жителей высокие. Это связано не только с популярностью данного вида колбас в АО, но и с логистическими издержками по доставке продукции, вследствие которых цены на сырокопченые колбасы в регионе очень высокие. Соответственно, высоки и расходы. Расходы жителей ЯНАО в 2017 году сопоставимы с расходами жителей Краснодарского края и Орловской области. По объему рынка ЯНАО имеет среднее значение. А вот густонаселенные Свердловская и Тюменская область относятся к регионам с высоким объемом рынка.
Самые высокие расходы на сырокопченые колбасы в 2017 году были отмечены в Чукотском автономном округе, они выше расходов москвичей в 1,6 раз.
КАРТА ИНТЕНСИВНОСТИ СПРОСА НА СЫРОКОПЧЕНЫЕ КОЛБАСЫ В УФО
По материалам аналитического обзора: Исследование рынка сырокопченых колбас в 2017 году