Маркетинговое исследование «Рынок фитнес-услуг: предварительные итоги 2015, прогноз на 2016-2018» включает:
Анализ основных количественных показателей рынка с акцентом на ключевые итоги 2015 года:
Снижение в 2015 году средней цены годовой клубной карты как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Накопленная с 2009 года статистика по стоимости клубных карт показывает наличие тренда снижения цены, начиная с 2010 года и усиление тренда в 2015 году
Продолжающееся снижение общей выручки фитнес-клубов в 2015 году в расчете на 1 посетителя
Замедление темпов роста объема роста как рынка фитнес-услуг, так и всего объема рынка платных услуг физической культуры и спорта. Но, несмотря на кризис, прирост этих рынков остается в положительной зоне
Увеличение за 2 года на 5,6% количества клубов у фитнес-операторов из ТОП-10
Высокий потенциал роста российского рынка фитнеса по сравнению с европейскими и американским рынками. Степень проникновения фитнес-услуг в России растет, несмотря на экономический кризис. При этом число занимающихся в фитнес-клубах еще не достигло 50% от числа всех занимающихся спортом на платной основе, а доля занимающихся в фитнес-клубах в несколько раз ниже среднего показателя по Европе и США.
Анализ основных операторов рынка фитнес-услуг в России.
Раздел включает 2 подраздела: основные количественные показатели по ТОП-12 сетей фитнес-клубов (всего проанализировано 376 клубов) и профили ТОП-12 сетей.
К основным количественным показателям относятся :
Стоимость годовой клубной карты (выборочно) по фитнес-клубам 12-ти ведущих операторов рынка фитнес-услуг (всего 118 клубов)
Общее количество клубов у каждой из топ-12 сетей в начале 2016 года, а по топ-10 – в сравнении с началом 2014
Количество клубов топ-12 сетей по федеральным округам, с выделением Москвы и Санкт-Петербурга
Количество городов по каждой из топ-12 сетей, в которых открыты (и анонсированы) фитнес-клубы
Средняя площадь клубов топ-12 сетей по федеральным округам, с выделением Москвы и Санкт-Петербурга
Доля клубов, имеющих бассейн, топ-12 сетей по федеральным округам, с выделением Москвы и Санкт-Петербурга
Рейтинг 10 операторов фитнес-услуг по выручке, 2014
В профили ведущих компаний включена информация (по части компаний) по: структуре компании, торговым маркам, новостям и планам компаний, а также количеству и региональному распределению входящих в компанию точек, средние показатели по площади клубов, средние цены на годовые клубные карты.
В рамках исследования был осуществлен выборочный легендированный телефонный опрос менеджеров отделов продаж фитнес-клубов Москвы и Санкт-Петербурга с целью выявления средних цен на годовые клубные карты по сетям ведущих операторов рынка.
12
ведущих операторов
рынка фитнес-услуг
118
фитнес-клубов
3 280
тыс. кв.м.
средняя площадь клубов в ЦФО
2%
доля посетителей от общей
численности населения
В исследовании проведен анализ следующих показателей рынка фитнес-услуг:
Количественные показатели рынка фитнес-услуг (2009 – 2015):
Объем платных услуг физической культуры и спорта 2009 – 2015
Цена абонемента на занятия в плавательных бассейнах и в группах общей физической подготовки, 2009 – 2015
Динамика спортивных объектов и численности занимающихся спортом, 2009 – 2014, 2015 (оценка)
Численность посетителей фитнес-центров. Половозрастное и региональное распределение, 2012 – 2015
Количество фитнес-центров. Региональное распределение, 2012 – 2015
Объем российского рынка фитнес-услуг в стоимостном выражении, 2012-2015
Выручка фитнес-клубов в расчете на 1 посетителя в год, 2012-2015
Комментарии аналитика:
На рынке фитнес-услуг в 2015 году действовали два разнонаправленных тренда: рост численности занимающихся в фитнес-клубах и снижение среднего чека в фитнес-клубе. И в 2014 и в 2015 гг увеличение посетителей фитнес-клубов по модулю превышало падение выручки фитнес-клубов в расчете на человека, что в результате давало рост объема рынка фитнес-услуг.
Степень проникновения (то есть доля посетителей клубов от общей численности населения в России), по оценкам аналитиков «Экспресс-Обзор», в 2015 году перешагнула черту в 2%. По сравнению с показателями стран Европы и США, этот показатель крайне низок. Наиболее развитыми регионами с точки зрения проникновения и развития спортивных и фитнес-услуг являются Москва и Санкт-Петербург. Степень проникновения (т.е. доля посетителей от всего населения) наиболее выражена в возрастной группе от 18 до 29 лет.
По оценкам аналитиков «Экспресс-Обзор», в 2016-2018 годах рынок фитнес-услуг будет развиваться довольно низкими по сравнению с предыдущей динамикой темпами, однако останется в положительной зоне.
Основные игроки рынка фитнес-услуг
Основные количественные показатели ТОП-12 сетей фитнес-клубов:
Стоимость годовой клубной карты (выборочно) по фитнес-клубам 12-ти ведущих операторов рынка фитнес-услуг (всего 118 клубов)
Общее количество клубов у каждой из топ-12 сетей в начале 2016 года, а по топ-10 – в сравнении с началом 2014
Количество клубов топ-12 сетей по федеральным округам, с выделением Москвы и Санкт-Петербурга
Количество городов по каждой из топ-12 сетей, в которых открыты (и анонсированы) фитнес-клубы
Средняя площадь клубов топ-12 сетей по федеральным округам, с выделением Москвы и Санкт-Петербурга
Доля клубов, имеющих бассейн, топ-12 сетей по федеральным округам, с выделением Москвы и Санкт-Петербурга
Рейтинг 10 операторов фитнес-услуг по выручке, 2014
Профили 10 ведущих операторов рынка фитнес-услуг:
ЗАО «Спорт Девелопмент»
«Русская Фитнес Группа»
«ИКС-ФИТ»
Сеть «ЗЕБРА»
ООО «Фитнес-Хаус»
ООО «Страта Партнерс»
Сеть «Планета Фитнес»
УК «Фитнес Холдинг»
ООО «Спортлэнд»
ООО «Спортлайф»
Сеть «Территория Фитнеса»
Сеть World Gym
В Приложении приведен перечень всех фитнес-клубов ведущих операторов рынка (376 ед.), с указанием региона местонахождения, адреса, телефона, общей площади и наличие бассейна.
Комментарии аналитика:
По оценке «Экспресс-Обзор» на основе данных сайтов компаний и открытых СМИ, крупнейшим игроком по количеству фитнес-клубов на территории РФ на март 2016 года стала «Русская фитнес-группа» (фитнес-клубы WorldClass, «Физкульт»), на втором месте – лидер конца 2013-начала 2014 «Спорт Девелопмент» (Alex Fitness, Olymp), на третьем - компания «Икс-Фит» (X-fit, Fit-Studio).
Больше всего рынок фитнес-клубов развит в Центральном федеральном округе. В частности, в Москве расположена почти половина (42%) всех фитнес-клубов ведущих 12 сетей.
Больше всего клубов с бассейнами у сетей Русская Фитнес Группа и World Gym - по 86%. В региональном разрезе среди рассмотренных клубов Санкт-Петербурга у 66% есть бассейн.
Средняя площадь фитнес-клубов в ЦФО – 3280 тыс. кв.м. , в СЗФО – немного ниже.
Параметры исследования рынка фитнес-услуг:
Формат исследования:Готовое маркетинговое исследование рынка. Исследование этого формата содержит данные официальной статистики, экспертные оценки и аналитические выводы специалистов «Экспресс-Обзор».
Период исследования: Годовые данные за 2009 - 2015 г.
Регион исследования: Количество фитнес-центров / Численность посетителей – Россия.
Объем отчета: 100 страниц.
Таблицы и рисунки: 82 таблицы и 15 рисунков.
Источники:
данные официальной статистики
электронные и печатные СМИ, мнения экспертов в открытом доступе
опубликованные отчетные документы игроков рынка
результаты проведенных маркетинговых и социологических исследований, данные союзов, фондов