Влияние кризиса рекламная отрасль ощутила на себе еще в конце 2008 года, когда рекламодатели, вынужденные оптимизировать свои издержки, начали сокращать рекламные бюджеты.
По мнению большинства экспертов, кризис серьезно затронет рекламную отрасль. Однако рынок интернет-рекламы пострадает в относительно меньшей степени. Это обусловлено наличием у интернет-рекламы некоторых преимуществ перед традиционными видами рекламы. Во-первых, стоимость доставки рекламного сообщения в Интернете обходится дешевле, чем на ТВ, радио или в прессе. А во-вторых, эффективность рекламной компании в Интернете оценить проще. При этом, например, контекстная реклама позволяет точнее попадать в целевую аудиторию. Нельзя исключать, что данные преимущества позволят услугам интернет-рекламы стать в период кризиса более актуальными и востребованными.
По оценке специалистов «Экспресс-Обзор», рынок интернет-рекламы сравнительно безболезненно переживет кризис. Безусловно, в 2009 году следует ожидать существенного замедления темпов роста рынка, но не падения объема.
До начала кризиса на протяжении нескольких последних лет рынок интернет-рекламы был наиболее динамично развивающимся сегментом рекламной отрасли. Среднегодовой темп прироста совокупного объема рынка интернет-рекламы последние четыре года составлял около 80%. Столь высокие темпы роста объясняются, в первую очередь, молодостью и относительно небольшим размером рынка в стоимостном выражении.
Среди основных видов рекламы в Интернете выделяют контекстную и медийную рекламу. Последние 4 года доля медийной рекламы ежегодно сокращалась. А контекстная реклама приобретала все большую популярность среди рекламодателей. По итогам 2006 года объем рынка контекстной рекламы превысил по размерам медийную. Более динамичное развитие контекстной рекламы обусловлено тем, что она обладает рядом преимуществ. Контекстная реклама, в отличие от баннерной, оплачивается не за количество показов рекламного сообщения, а за количество кликов. Более того, она позволяет показывать рекламное сообщение только целевой аудитории, так как появляется при поиске информации по ключевым словам.
Исследование рынка интернет-рекламы включает в себя 3 основные части:
Текущее положение на рынке интернет-рекламы (объем рынка, структура рынка, характеристика каждого сегмента, основные тенденции).
Сравнительная характеристика основных игроков (13 компаний)
Сценарии развития рынка интернет-рекламы на 2009 год, включающие оптимистичный, пессимистичный и базовый сценарий. В каждом спрогнозирован объем рынка контекстной, медийной и совокупный объем рынка интернет-рекламы.
Динамика объема рынка интернет-рекламы (медийная реклама, контекстная реклама), 2004-2008
7
Таблица 2.
Динамика количества пользователей Интернета, млн. чел, зима 2003/2004 - весна 2008
8
Таблица 3.
Стоимость доставки рекламного сообщения (баннерная реклама и реклама в прессе), 2008
10
Таблица 4.
Динамика структуры рынка интернет-рекламы (медийная и контекстная реклама), %, 2004-2008
13
Таблица 5.
Динамика объема рынка медийной рекламы, млрд. руб., 2004-2008
14
Таблица 6.
Структура затрат рекламодателей на медийную рекламу, млн. руб., %, 2007
14
Таблица 7.
Динамика объема рынка контекстной рекламы, млрд. руб., 2004 -2008
15
Таблица 8.
Размер приемлемых рекламных трат на привлечение клиентов (результаты опроса), руб., % за клик, руб. за клиента, 2007
16
Таблица 9.
Средняя квартальная стоимость рекламных кампаний по популярным категориям, Руб., 2007
17
Таблица 10.
Поисковые системы. Основные события 2008
18
Таблица 11.
Динамика объема рынка рекламы в блогах, млн. руб., 2007-2008
20
Таблица 12.
Динамика объема рынка видеорекламы, млн. руб., 2007-2008
22
Таблица 13.
Динамика числа пользователей домашнего широкополосного доступа, тыс. подключений, 2004-2008
23
Таблица 14.
Динамика доли спама в почтовом трафике, %, 2006-2008
24
Таблица 15.
Динамика распределения тематик спама в Рунете, % от числа писем, 2006 -2008
25
Таблица 16.
Динамика распределение источников спама в Рунете по странам, % от числа писем, 2006-2008
25
Таблица 17.
Сравнительная характеристика основных игроков рынка Интернет-рекламы
27
Таблица 18.
Динамика объема рынка интернет-рекламы (объем медийной рекламы, объем контекстной рекламы, совокупный объем рынка интернет-рекламы) по оптимистичному сценарию, млрд. руб., 2004-2009
33
Таблица 19.
Динамика объема рынка интернет-рекламы (объем медийной рекламы, объем контекстной рекламы, совокупный объем рынка интернет-рекламы) по пессимистичному сценарию, млрд. руб., 2004-2009
34
Таблица 20.
Динамика объема рынка интернет-рекламы (объем медийной рекламы, объем контекстной рекламы, совокупный объем рынка интернет-рекламы) по базовому сценарию, млрд. руб., 2004-2009
35
Таблица 21.
Динамика количества пользователей Интернета (шестимесячная, трехмесячная, месячная, недельная, суточная аудитория), млн. чел., лето 2004-лето 2008
36
Таблица 22.
Динамика доли пользователей Интернетом в регионах, % от населения региона, лето 2004- лето 2008
36
Таблица 23.
Динамика популярности мест пользования Интернетом, млн. чел., лето 2004-лето 2008
37
Таблица 24.
Количество намеренных начать пользоваться Интернетом в регионах (в течение: месяца, трех месяцев, шести месяцев, года, более года), млн. чел. (Нарастающим итогом), лето 2008
37
Таблица 25.
Доля пользователей Интернетом среди мужчин и женщин по регионам, %, лето 2008
38
Таблица 26.
Распределение пользователей Интернета по возрасту в регионах, %, лето 2008
38
Таблица 27.
Распределение пользователей Интернета по образованию в регионах, %, лето 2008
39
Таблица 28.
Распределение месячной аудитории Интернета по доходу на члена семьи по регионам, %, лето 2008
39
Список рисунков:
Рисунок 1.
Динамика объема рынка медийной интернет-рекламы, млрд. руб., 2004-2008
7
Рисунок 2.
Динамика объема рынка контекстной интернет-рекламы, млрд. руб., 2004-2008
7
Рисунок 3.
Динамика объема рынка интернет-рекламы, млрд. руб., 2004-2008
7
Рисунок 4.
Динамика объема рынка медийной интернет-рекламы, млрд. руб.,2004-2008
14
Рисунок 5.
Структура затрат рекламодателей на медийную рекламу, %, 2007
14
Рисунок 6.
Динамика объема контекстной интернет-рекламы, млрд. руб., 2004-2008
15
Рисунок 7.
Динамика объема рынка рекламы в блогах, млн. руб., 2007-2008
20
Рисунок 8.
Динамика объема рынка рекламы в блогах, млн. руб., 2007-2008
20
Рисунок 9.
Динамика объема видеорекламы, млн. руб., 2007-2008
22
Рисунок 10.
Динамика числа пользователей домашнего широкополосного доступа, тыс. подключений, 2004-2008
23
Рисунок 11.
Динамика доли спама в почтовом трафике, %, 2006-2008
24
Рисунок 12.
Распределение тематик спама в Рунете, % от числа писем, 2008
25
Рисунок 13.
География источников спама в Рунете, % от числа писем , 2008
25
Рисунок 14.
Динамика объема рынка медийной рекламы по оптимистичному сценарию, млрд. руб., 2004-2009
33
Рисунок 15.
Динамика объема рынка контекстной рекламы по оптимистичному сценарию, млрд.руб., 2004-2009
33
Рисунок 16.
Динамика объема рынка медийной рекламы по пессимистичному сценарию, млрд. руб., 2004-2009
34
Рисунок 17.
Динамика объема рынка контекстной рекламы по пессимистичному сценарию, млрд. руб., 2004-2009
34
Рисунок 18.
Динамика объема рынка медийной рекламы по базовому сценарию, млрд. руб., 2004-2009
35
Рисунок 19.
Динамика объема рынка контекстной рекламы по базовому сценарию, млрд. руб., 2004-2009
35
Рисунок 20.
Динамика количества пользователей Интернетом (шестимесячная, трехмесячная, месячная, недельная, суточная аудитории), млн. чел., лето 2004 - лето 2008
36
Рисунок 21.
Динамика популярности мест пользования Интернетом, млн. чел., лето 2004-лето 2008