Влияние кризиса туристический рынок ощутил на себе практически сразу – уже зимой 2008 года продажи услуг упали почти вдвое. Предшествующий этому активный рост рынка был напрямую связан с ростом благосостояния российских граждан. Количество реализованных туристических путевок в 2007 году выросло почти в три раза по сравнению с 2004 годом (5819 тыс. путевок и 2034 тыс. путевок соответственно). Наблюдался рост как количества туристов, путешествующих внутри страны, так и выезжающих за рубеж.
Но вынужденная экономия вследствие снижения зарплат и массовых сокращений, а также стремление к сбережениям, связанное с ожиданием негативных последствий у тех граждан, кого кризис пока не коснулся, напрямую повлияли на объем рынка туристических услуг уже в 2008 году.
По оптимистичному сценарию, в 2009 году объем рынка туристических услуг будет не ниже уровня 2007 года. Эксперты, придерживающиеся этого мнения, полагают, что существенное падение спроса на туристические услуги, которое наблюдалось в конце 2008 года, вряд ли продолжится в 2009 году. Но при этом снижение объема туристического рынка будет по-прежнему заметным.
Другая часть экспертов склоняется к тому, что такое снижение спроса как в зимний сезон 2008-2009, будет происходить в течение всего 2009 года. В связи со значительным сокращением спроса произойдет и падение средней стоимости путевок.
При оценке влияния мирового кризиса на рынок туристических услуг использованы экспертные оценки, полученные в ходе опроса игроков рынка в декабре 2008 года, а также данные, публикуемые в открытых источниках. В результате были выявлены возможные изменения основных факторов, определяющих развитие рынка.
С учетом двух групп мнений были составлены оптимистический и пессимистический сценарии развития рынка. В качестве наиболее вероятной модели был принят базовый, усредненный сценарий развития ситуации.
Исследование рынка туристических услуг с учетом кризиса включает в себя три основные части:
Текущая ситуация на рынке (объем рынка, средняя стоимость путевок, число реализованных путевок, структура рынка по направлениям: въездной, выездной и внутренний туризм; сравнительная характеристика основных игроков).
Сценарий развития макроэкономики (инфляция, рост ВВП и рост реальных доходов населения, политика валютного курса, государственная поддержка экономики, безработица, международная ситуация);
Сценарии развития туристического рынка: оптимистичный, пессимистичный и базовый. В каждом сценарии спрогнозировано количество реализованных путевок, средняя стоимость туристических путевок и объем рынка как в целом по рынку, так и отдельно по рынку внутреннего, выездного и въездного туризма.
Динамика объема рынка туристических услуг (млн. руб.), количества реализованных туристических путевок (тыс. путевок), средней стоимости туристической путевки (руб./путевка), 2004-2008
7
Таблица 2.
Динамика темпов роста реальных располагаемых доходов населения, %, 2000-2007
9
Таблица 3.
Сравнительная характеристика основных игроков на рынке туристических услуг, 2007
10
Таблица 4.
Динамика выезда российских граждан за рубеж с целью туризма, тыс. поездок, 2002-2008
30
Таблица 5.
Динамика объема рынка выездного туризма (млн. руб.), количества реализованных путевок гражданам России за рубеж (тыс. путевок), средней стоимости путевки гражданам России за рубеж (руб./ путевка), 2004-2008
30
Таблица 6.
Динамика средних цен на некоторые туры, руб./тур, 2003-2007
31
Таблица 7.
Динамика основных направлений выездного туризма, тыс. поездок, 2002-2007
33
Таблица 8.
Динамика структуры основных направлений выездного туризма в натуральном выражении, %, 2002-2007
34
Таблица 9.
Рейтинг популярности горнолыжных направлений, %, 2003 - 2008
35
Таблица 10.
Рейтинг популярности туристических направлений летнего сезона, %, 2003-2008
35
Таблица 11.
Динамика объема рынка внутреннего туризма (млн. руб.), количества реализованных путевок гражданам России по территории России (тыс. путевок), средней стоимости путевки гражданам России по территории России (руб./ путевка), 2004-2008
Динамика основных показателей рынка туристических услуг (объем рынка, количество реализованных путевок, средняя стоимость) по оптимистичному сценарию, 2004-2009
51
Таблица 14.
Динамика основных показателей рынка туристических услуг (объем рынка, количество реализованных путевок, средняя стоимость) по пессимистичному сценарию, 2004-2009
52
Таблица 15.
Динамика основных показателей рынка туристических услуг (объем рынка, количество реализованных путевок, средняя стоимость) по оптимистичному сценарию, 2004-2009
53
Список рисунков:
Рисунок 1.
Динамика объема рынка туристических услуг, млн. руб., 2004-2008
7
Рисунок 2.
Динамика количества реализованных туристических путевок, тыс. путевок, 2004-2008
7
Рисунок 3.
Динамика средней стоимости туристических путевок, руб./путевка, 2004-2008
7
Рисунок 4.
Структура рынка туристических услуг (внутренний, выездной, въездной) в стоимостном выражении, % , 2008
8
Рисунок 5.
Структура рынка туристических услуг (внутренний, выездной, въездной) по количеству реализованных путевок, % , 2008
8
Рисунок 6.
Динамика объема рынка выездного туризма, млн. руб., 2004-2008
30
Рисунок 7.
Динамика количества реализованных путевок гражданам России за рубеж, тыс. путевок, 2004-2008
30
Рисунок 8.
Динамика средней стоимости туристических путевок гражданам России за рубеж, руб./путевка, 2004-2008
30
Рисунок 9.
Динамика объема рынка внутреннего туризма, млн. руб., 2004-2008
37
Рисунок 10.
Динамика количества реализованных путевок гражданам России по территории России, тыс. путевок, 2004-2008
37
Рисунок 11.
Динамика средней стоимости туристической путевки гражданам России по территории России, руб./путевка, 2004-2008
37
Рисунок 12.
Динамика темпов прироста ВВП, %, 2003-2010
40
Рисунок 13.
Динамика инфляции, %, 2003-2010
41
Рисунок 14.
Динамика количества путевок, реализованных гражданам России по территории России, по оптимистичному сценарию, тыс. путевок, 2004-2009
51
Рисунок 15.
Динамика количества путевок, реализованных гражданам России за рубеж, по оптимистичному сценарию, тыс. путевок, 2004-2009
51
Рисунок 16.
Динамика количества путевок, реализованных иностранным гражданам по территории России, по оптимистичному сценарию, тыс. путевок, 2004-2009
51
Рисунок 17.
Динамика реализованных путевок гражданам России по территории России, по пессимистичному сценарию, тыс. путевок, 2004-2009
52
Рисунок 18.
Динамика количества реализованных путевок гражданам России за рубеж, по пессимистичному сценарию, тыс. путевок, 2004-2009
52
Рисунок 19.
Динамика количества реализованных путевок иностранным гражданам по территории России, по пессимистичному сценарию, тыс. путевок, 2004-2009
52
Рисунок 20.
Динамика реализованных путевок гражданам России по территории России, по базовому сценарию, тыс. путевок, 2004-2009
53
Рисунок 21.
Динамика количества реализованных путевок гражданам России за рубеж, по базовому сценарию, тыс. путевок, 2004-2009
53
Рисунок 22.
Динамика количества реализованных путевок иностранным гражданам по территории России, по базовому сценарию, тыс. путевок, 2004-2009