За последние два года рынок аудиолитературы не показал того роста, которого от него ожидали игроки. Связано это, прежде всего с тем, что более 50% аудиокниг распространяется нелегально. Кроме этого, среди факторов, негативно влияющих на динамику рынка, выделяют и проблему дистрибуции аудиокниг. Сегодня основными каналами продаж аудиокниг являются книжные магазины, магазины электроники, интернет-магазины. При этом заинтересованность книжных магазинов и магазинов электроники в аудиолитературе невысока. Для магазинов электроники аудиокниги – товар непрофильный. Книжные магазины тоже не всегда выделяют место под аудиокниги, кроме того, аудиокниги дешевле печатной литературы, поэтому магазины получают с аудиокниг меньшую маржу.
Анализ ассортимента аудиокниг трех интернет-магазинов (Озон.ру, Bolero.ru, интернет-магазин ИД «Равновесие), проведенный аналитиками «Экспресс-Обзор», показал, что подавляющее большинство представленных аудиокниг относится к категории «Литература и поэзия». В среднем, аудиокниги интернет-магазина Озон.ру дороже аналогичных позиций интернет-магазина Bolero.ru на 15%. В свою очередь, уровень цен в Ravnovesie.com практически по всем отобранным названиям аудиокниг выше уровня цен магазина Озон.ру. Среди издательств лидерами по количеству представленных аудиокниг являются следующие: «АРДИС», «ЭКСМО-СИДИКОМ», «1С», «ИДДК», «Книга вслух». По мнению экспертов, сегодня не более 10 компаний регулярно заявляют о новинках в своих каталогах. В ближайшее время, возможно, их количество сократится, что объясняется влиянием кризиса на данную отрасль.
Дальнейшее развитие рынка аудиокниг будет сопровождаться сокращением его объемов. Это связано с негативным воздействием кризиса как на экономическую ситуацию в целом, так и на рынок аудиокниг. В ближайшие два года он заметно сократит темпы развития. Даже согласно оптимистическому сценарию развития, в 2009 году объемы рынка приблизятся лишь к уровню 2007 года. Если рассматривать пессимистический сценарий рынка, то в 2009 году объем рынка аудиокниг будет ниже уровня 2006 года. Цены на аудиокниги возрастут, что связано с ростом себестоимости аудиолитературы за счет повышения цен на услуги тиражирующих компаний, на полиграфические услуги, производство самих носителей.
Исследование рынка аудиокниг с учетом влияния кризиса построено на основе экспертных мнений игроков рынка (телефонный опрос), данных открытых источников и подробного анализа ассортимента трех интернет-магазинов: Ozon.ru, Bolero.ru, ИД «Равновесие».
Исследование рынка аудиолитературы содержит две основные части:
Текущая ситуация на рынке (динамика объема продаж аудиокниг, средняя стоимость аудиокниги, особенности рынка и факторы, влияющие на развитие рынка аудиолитературы, анализ ассортимента интернет-магазинов в разрезе жанров, цен, издательств, а также описание основных игроков рынка);
Сценарии развития рынка аудиокниг: оптимистический, пессимистический, базовый. В каждом сценарии спрогнозированы объем рынка аудиокниг, средняя стоимость аудиокниги и количество аудиокниг.
Динамика количества аудиокниг, тыс. шт., 2005-2008
6
Таблица 2.
Динамика основных показателей рынка аудиокниг: объем рынка (млн. руб.), количество аудиокниг (тыс. шт.), средняя стоимость аудиокниги (руб.), 2005-2008
6
Таблица 3.
Сравнительная характеристика основных игроков на рынке аудиокниг
10
Таблица 4.
Распределение аудиокниг интернет-магазина Озон.ру по жанрам, (кол-во шт., доля в общем кол-ве, усредненная цена), апрель 2009
15
Таблица 5.
Распределение аудиокниг интернет-магазина Озон.ру по издательствам, %, апрель 2009
16
Таблица 6.
Распределение аудиокниг интернет-магазина bolero.ru по жанрам (кол-во, доля в общем объеме, усредненная цена по категории), апрель 2009
16
Таблица 7.
Распределение аудиокниг интернет-магазина bolero.ru по издательствам, %, апрель 2009
17
Таблица 8.
Распределение аудиокниг ИД "Равновесие" (ravnovesie.com) по издательствам, %, апрель 2009
18
Таблица 9.
Сравнительная таблица по распределению аудиокниг интернет-магазинов (Озон.ру, Bolero.ru, интернет-магазин ИД "Равновесие") по жанрам, %, апрель 2009
19
Таблица 10.
Сравнительная таблица по распределению аудиокниг интернет-магазинов (Озон.ру, Bolero.ru, Ravnovesie.com) по жанрам, %, март-апрель 2009
20
Таблица 11.
Сравнение цен на отдельные аудиокниги в интернет-магазинах (Озон.ру, Bolero.ru, интернет-магазин ИД "Равновесие"), руб., март-апрель 2009 г.
21
Таблица 12.
Динамика объема рынка РМР и МР3-плееров, млрд. руб., млн. шт., 2004-2008
22
Таблица 13.
Динамика темпов роста реальных располагаемых доходов населения, %, 2003-2010
24
Таблица 14.
Динамика основных показателей рынка аудиокниг: объем рынка (млн. руб.), количество аудиокниг (тыс. шт.), средняя стоимость аудиокниги (руб.), 2005-2010
27
Таблица 15.
Динамика основных показателей рынка аудиокниг: объем рынка (млн. руб.), количество аудиокниг (тыс. шт.), средняя стоимость аудиокниги (руб.), 2005-2010
28
Таблица 16.
Динамика основных показателей рынка аудиокниг: объем рынка (млн. руб.), количество аудиокниг (тыс. шт.), средняя стоимость аудиокниги (руб.), 2005-2010
29
Список рисунков:
Рисунок 1.
Динамика объема рынка аудиокниг, млн. руб., 2005-2008
6
Рисунок 2.
Распределение аудиокниг интернет-магазина Озон.ру по жанрам, %, апрель 2009
15
Рисунок 3.
Распределение аудиокниг интернет-магазина Озон.ру по издательствам, %, апрель 2009
16
Рисунок 4.
Распределение аудиокниг интернет-магазита bolero.ru по жанрам, %, апрель 2009
16
Рисунок 5.
Распределение аудиокниг интернет-магазина bolero.ru по издательствам, %, апрель 2009
17
Рисунок 6.
Распределение аудиокниг ИД "Равновесие" (ravnovesie.com) по жанрам, %, апрель 2009
18
Рисунок 7.
Распределение аудиокниг ИД "Равновесие" (ravnovesie.com) по издательствам, %, апрель 2009
18
Рисунок 8.
Распределение аудиокниг интернет-магазина ИД "Равновесие" (ravnovesie.com) по жанрам (кол-во, доля в общем объеме, усредненная по категориям),, апрель 2009
18
Рисунок 9.
Динамика объема рынка РМР и МР3-плееров, млн. руб., 2004-2008
23
Рисунок 10.
Динамика объема рынка РМР и МР3-плееров, млрд. шт., 2004-2008
23
Рисунок 11.
Динамика объема рынка аудиокниг, млн. руб., 2005-2010
27
Рисунок 12.
Динамика количества аудиокниг, тыс. шт., 2005-2010
27
Рисунок 13.
Динамика объема рынка аудиокнига, млн. руб., 2005-2010
28
Рисунок 14.
Динамика количества аудиокниг, тыс. шт., 2005-2010
28
Рисунок 15.
Динамика объема рынка аудиокнига, млн. руб., 2005-2010
29
Рисунок 16.
Динамика количества аудиокниг, тыс. шт., 2005-2010