Экономический кризис в России оказал существенное влияние на сектор продуктовой розничной торговли. В прошлом году прирост валового показателя розничного оборота оказался на минимальном уровне с 2002 года – всего лишь 11%. Ключевыми факторами, повлиявшими на снижение потребительского спроса, оказались падение реальных располагаемых доходов и увеличение безработицы.
Одной из основных проблем 2009 года стало формирование тенденции к сужению потребительского спроса на внутреннем рынке. За прошлый год оборот розничной торговли сократился на 5,5%, в том числе продовольственных товаров – на 2,5% и непродовольственных товаров – на 8,3%. В 2009 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 48,6%, непродовольственных товаров – 51,4% (в 2008 году – соответственно 46,8 и 53,2%). Это означает, что в условиях кризиса население тратило основную часть своих средств на приобретение продуктов питания.
Развитие рынка сетевой розницы до прошлого года шло экстенсивным путем – за счет роста числа магазинов. Тем не менее резерв повышения эффективности у российских ритейлеров довольно велик, даже несмотря на снизившуюся во время кризиса рентабельность.
По производительности труда российские розничные сети заметно отстают от западных сетей: показатель «Количество работников на 1 м2» у российских ритейлеров почти в 3 раза выше, чем у западных аналогов. Некоторыми причинами неэффективности являются низкий уровень автоматизации бизнес-процессов, отсутствие возможности аутсорсинга ряда функций, раздутый ассортимент и др. Стоит отметить, что показатель «Количество работников на 1 м2» у российских публичных ритейлеров имеет тенденцию к снижению. Это происходит благодаря эффекту от масштаба (темп роста торговых площадей опережает темп роста численности административного персонала), а также повышению уровня автоматизации бизнес-процессов в связи с вводом ERP-систем. В 2009 году под влиянием финансового кризиса многие сети объявили о сокращении ассортимента на 20-30%, что позволит снизить уровень запасов и высвободить ненужных сотрудников. Оптимизация численности штата планируется и на уровне административного персонала.
Однако по уровню продаж на 1 м2 российские розничные сети опережают западных аналогов, что обусловлено сохраняющимся дефицитом торговых площадей современных форматов. По мере роста доли современных форматов в обороте розничной торговли и усиления конкуренции этот показатель, очевидно, будет снижаться.
По прогнозу «Экспресс-Обзор», ключевые розничные игроки в 2010-2012 годы существенным образом скорректируют свои деловые стратегии в силу изменения внешних условий и усиления конкуренции в отдельных рыночных нишах.
В силу территориальной протяженности, региональных экономических диспропорций, социально-демографических и политических факторов сценарий высокого уровня концентрации сетевого бизнеса в общероссийском масштабе представляется маловероятным. Также маловероятно, что монопольное положение на рынке займут иностранные операторы.
В средне- и долгосрочной перспективе перед российскими сетевыми игроками может стоять две цели: удержание/увеличение своей доли на рынке и продажа бизнеса иностранному игроку. И то и другое требует улучшения конкурентоспособности и показателей эффективности.Однако активность M&A в отрасли, за исключением «дефолтных активов», вероятнее всего останется на низком уровне и будет смещена в регионы.
Развитие в регионах отвечает не только задачам поддержания количественного роста, но и статусным (позиционным) ожиданиям. Однако в случае с региональной экспансией перед участниками рынка встают системные инфраструктурные ограничения и специфические риски низкого качества администрирования (коррупционные барьеры). В регионах, как правило, локальные и внешние игроки занимают разные ниши.
Жизнеспособная стратегия в регионах подразумевает, что игрок национального уровня выходит с крупным торговым форматом, занимая определенную нишу, а потом начинает количественную экспансию. Либо внешние игроки получают через M&A уже отстроенную местную сеть. Вероятность того, что ритейлеры будут строить мелко- или мультиформатную сеть в регионах «с нуля», в настоящее время кажется минимальной.
Региональная дифференциация административных органов ведет к тому, что имея определенную свободу, региональные органы власти могут устанавливать различные правила и рекомендации, которые ставят дополнительные барьеры для прочих игроков, заставляя предприятия розничной торговли разрабатывать различную политику развития для разных регионов.
Одним из наиболее широко распространенных барьеров для быстрого регионального развития являются рекомендации о закупке товаров у местных производителей, которые часто не могут обеспечить надлежащее качество продуктов и регулярность поставок. Такая система противоречит существующей системе логистики и снижает эффективность с затратной точки зрения.
По всей видимости, в среднесрочной перспективе сохранится актуальность франчайзинговых инструментов региональной экспансии для федеральных игроков. Для контрагентов в регионах франшиза означает получение доступа к современным технологиям и логистике, а для крупных сетей это способ увеличивать свое присутствие в регионах с меньшими издержками.
Степень концентрации в российском ритейле пока значительно меньше, чем даже на развивающихся рынках Восточной Европы. По данным консалтинговой компании PMR, в Польше доля топ-10 ритейлеров к 2009 году находилась на уровне 25%, в Венгрии – 70%, в Чехии и Словакии – 75%. Если сравнивать с развитой розницей стран Западной Европы, то контраст становится еще более очевидным. Согласно ACNielsen, на 3 ведущие продуктовые розничные сети в Испании приходится 50%, во Франции – более 60%, в Швейцарии – почти 80%. Проникновение современных сетевых форматов в России сравнимо с положением в США на 1928 год – к этому моменту ритейлеры контролировали около 15% розничной торговли в стране.
Несмотря на законодательные ограничения, сетевая продуктовая розница продолжит вытеснять отдельно стоящие независимые магазины, приватизированные в начале 1990-х годов. Так называемая «лавочная» культура, характерная для некоторых стран Европы, в России не сложилась. В то же время открытые рынки в среднесрочной перспективе сохранят свои позиции, так как активное развитие ритейлерами конкурирующего торгового формата – гипермаркетов – в масштабах страны еще впереди.
Стратегия мультиформатного развития на некоторое время отступит на второй план, а вот перспективы онлайн-торговли для традиционных ритейлеров выглядят интересно. Дистанционная торговля – реальная альтернатива для регионов, проникновение куда сетевых форматов остается крайне незначительным. То же самое относится и к продажам по каталогам.
Вряд ли в ближайшее время сети сумеют преодолеть ресурсную зависимость – нехватку кадров, торговых площадей, компетенций в бизнес-технологиях. Актуальной задачей для российских ритейлеров остается стандартизация и унификация торговых форматов. Сейчас даже у ведущих игроков магазины одной сети могут в разы различаться по площади, не придерживаться единых ассортиментных и ценовых параметров.
Рост доли товаров под собственной торговой маркой в выручке розничных сетей станет одной из основных тенденций следующих лет. Это обусловлено более высокой валовой рентабельностью СТМ по сравнению с национальными брендами за счет отсутствия расходов на продвижение и рекламу этих товаров (в среднем валовая маржа СТМ выше на 8-10 пунктов).
Несмотря на стагнацию розничной торговли в 2009 году, этот сектор остается довольно привлекательным: с уровнем оборота на душу населения приблизительно в 3 тыс. долл. Россия заметно отстает от развитых стран. Отрыв компенсируют более высокие темпы роста в секторе. И даже в 2008 году, когда начался кризис, замедление темпов роста в России оказалось наименее значительным по сравнению со многими странами Восточной Европы. Розничная торговля в России имеет высокий потенциал для восстановления прежних темпов роста начиная с 2010 года, учитывая низкую обремененность долгом российских домохозяйств. Но в ближайшем будущем, в 2010-2012 годы, российская розница не преодолеет ресурсной зависимости – нехватки кадров, торговых площадей, компетенций в бизнес-технологиях.