Рынок замороженных овощей и плодово-ягодных меньше всего пострадал в ходе кризиса. Рост спроса на эту продукцию привел к увеличению предложения от отечественных производителей. Эксперты отмечают, что данная тенденция сохранится, импорт будет постепенно сокращаться, а при благоприятном развитии событий объемы внутреннего производства за следующие два-три года могут увеличиться вдвое.
В конце 2010 года в общем объеме рынка замороженных овощей и фруктов аналитики рынка отмечают снижение доли импортных поставок на фоне роста внутреннего производства. Если тенденция сохранится, по данным исследования информационного агентства "КредИнформ", к 2012 году объемы производства российской продукции увеличатся на 40%.
Замороженные овощи и ягоды традиционно пользуются сегодня большим спросом, так как потребители считают такие продукты натуральными, качественными и полезными.
К тому же "заморозка" проста и удобна в приготовлении, в том числе и в СВЧ, которые есть сегодня почти у 100% потребителей. По оценке "Экспресс-Обзор", с 2005 по 2010 год потребление замороженных овощей и фруктов в натуральном выражении выросло более чем на 65% и превысило 2 кг на человека в год.
"Рынок замороженных овощей и плодово-ягодной продукции динамично развивался до 2008 года, когда темпы роста ощутимо замедлились. Тем не менее кризис практически не повлиял на объем рынка, а только замедлил его развитие и привел к смещению спроса в сторону более дешевой продукции, - рассказывает генеральный директор промо-маркетингового агентства EMG Андрей Соколов. - Поскольку потребители предпочитают всем другим замороженным продуктам именно ягоды и овощи, можно прогнозировать дальнейший рост этого сектора, в том числе силами российских производителей".
Исполнительный директор агентства маркетинговых коммуникаций IMAGENCY Наталья Бондарева также отмечает, что из всех сегментов рынка замороженных продуктов рынок ягод и фруктов увеличивается быстрыми темпами - именно эти товары в секторе покупатели выбирают чаще всего. "Отмечу, что этот сегмент замороженных продуктов меньше остальных пострадал от кризиса, сократившись не более чем на 7-8% за 2009 год, - комментирует Наталья Бондарева. - Если говорить о нынешнем состоянии рынка, то при благоприятном раскладе объемы производства отечественной продукции могут увеличиться за ближайшие два-три года почти в два раза". Партнер BDO в России Елена Хромова ожидает, что спрос на данную продукцию будет только расти, в том числе в связи с модой на здоровый образ жизни и здоровое питание.
По словам аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, рост объема внутреннего производства и постепенное снижение доли импорта наблюдается на протяжении последних нескольких лет. В том числе это происходит на фоне локализации (или частичной локализации) производства в России крупных профильных западных компаний. Тем не менее доля импорта все еще остается весьма высокой и, по различным оценкам, составляет около 60% рынка.
По примерным экспертным оценкам, объем российского рынка быстрозамороженной плодоовощной продукции составляет около $600-800 млн (на долю овощей (с учетом картофеля) и овощных смесей приходится около 70-80%). В структуре импорта основная доля приходится на поставки польских производителей (по разным данным, около 60%), также крупными странами-поставщиками являются Нидерланды, Бельгия, Германия, Китай и ряд других.
Крупнейший экспортер замороженных овощей и ягод - компания Hortex, другие ведущие игроки - Hortino, Хлодня Згода, Bauer. Они работают с продуктами средней ценовой категории. Основными поставщиками премиальной продукции эксперты называют Bonduelle, Ardo и Unifrost. Среди российских производителей лидируют "Ледово", "АйсБит" и "Росток". Андрей Соколов отмечает, что импортные продукты обычно дороже отечественных на 10-15 рублей за упаковку 0,5 кг. В целом разброс цен на продукты быстрой заморозки может достигать 50 рублей за упаковку.
Но доля импорта продолжит снижаться при условии, что проблемы отрасли, с которыми сталкиваются отечественные производители, будут решаться. Среди основных Елена Хромова называет финансирование и оборотный капитал. Кроме того, эксперты обращают внимание на недостаточно развитую сырьевую базу и отсутствие современных технологий обработки и производства замороженной продукции. Поэтому конкурентное преимущество на рынке будут иметь компании, которые в состоянии организовать производство полного цикла, когда продукция и выращивается, и упаковывается в России. "В этом году аномальная летняя засуха и пожары существенно повлияли на урожай в России. Поэтому сейчас сложно говорить о том, сможет ли отечественная продукция "потеснить" импорт, несмотря на то что эта тенденция уже оформилась на рынке", - считает Наталья Бондарева.
Эксперт считает, что у российских производителей замороженных овощей и ягод есть все предпосылки для того, чтобы выйти на лидирующие позиции, но для этого необходимы определенные маркетинговые инструменты, которых очень мало в этом сегменте, как в целом и информации о таких продуктах. Ведь потребитель, как правило, вынужден самостоятельно искать нужный продукт в морозильной камере супермаркета, а маркетинговые активности как раз помогли бы ему определиться с выбором.