Накануне сезона отпусков побледневшие и обмякшие за зиму горожане тянутся в фитнес-клубы, СПА-салоны и солярии. По словам президента группы компаний "Планета Фитнес" Ирины Разумовой, рост популярности здорового образа жизни ведет к тому, что фитнес из диковинного занятия для ограниченного количества людей становится понятным и для остальных.
Несмотря на то, что в России фитнес появился около 15 лет назад, и сегодня работает множество клубов, фитнесом в России занимается менее 1% населения. Причем о насыщении спроса на фитнес-услуги не приходится говорить даже в Москве, где находится две трети из 1800 действующих в России клубов.
По данным Magram Market Research, доля населения, занимающегося фитнесом в Москве, составляет каких-то 3%, в Санкт-Петербурге - 1,5% (для сравнения: в Лондоне фитнесом заняты 26%, в Париже - 15% горожан).
Причина отставания не только в том, что фитнес пришел к нам намного позже, но и в том, что занятие это далеко не дешевое. Ирина Разумова считает, что виной тому дефицит услуг. Но сегодня по мере насыщения рынка снижаются и цены - в нижнем сегменте месячный абонемент уже можно купить за 30-70 долларов, тогда как в клубах премиум-класса абонемент стоит более 200 долларов. При этом расценки в регионах ниже столичных на 30-40%.
Кризис серьезно сказался на бизнесе. Так, по данным "Экспресс-Обзора", объем общероссийского рынка в стоимостном выражении в 2009 году сократился на 16,2%, в то время как в период 2004-2008 гг. темпы роста не опускались ниже 20%. Количество регулярных потребителей фитнес-услуг в 2009 г. упало на 14,5%.
Падение не обошло и регионы, хотя там число посетителей фитнес-клубов снизилось незначительно либо осталось на относительно стабильном уровне, в отличие от рынков Москвы и Санкт-Петербурга. За счет этого доля регионов в общей структуре распределения потребителей фитнес-услуг увеличилась в 2009 г. на 1,2%.
В стоимостном выражении наиболее заметно сократился удельный вес московского рынка - на 4%, тем не менее на Москву и Петербург по итогам 2009 г. по-прежнему приходится около 70% оборота индустрии фитнеса.
Сейчас спрос на фитнес-услуги восстанавливается. Накануне сезона отпусков крупные сети подняли цены на клубные карты. Диапазон роста составил от 10 до 20%. Большинство участников рынка отмечают увеличение клиентского потока. Весна в фитнес-индустрии традиционно считается "высоким сезоном". А летом посещаемость фитнес-клубов обычно снижается на 20-30%.
Сейчас почти все фитнес-центры предлагают корпоративные программы. Договор в этом случае заключается один, на определенное количество сотрудников. В зависимости от их численности рассчитывается скидка для всей группы. Часто цена корпоративного членства составляет менее 50% от индивидуального.
Оплата за все карты производится единовременно. Формат взаиморасчетов бывает разный. Часто сотрудники сами полностью или частично оплачивают карту. Преимущества - сотрудники получают возможность заниматься спортом по заметно более низкой цене; занятия не навязываются - приобретение карт только по желанию. Реже всю сумму погашает работодатель. Однако в этом случае часто выбираются клубы из низкой ценовой группы либо приобретаются более дешевые карты - несколько раз в неделю, карты выходного дня, вечерние и т.п.
К факторам, сдерживающим развитие рынка, эксперты относят снижение доходов населения, недостаток подходящих по техническим параметрам площадей. По-прежнему актуальными остаются проблемы дефицита кадров, недостаточно пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта, значительный горизонт возврата инвестиций.
Поскольку российский рынок фитнес-услуг находится на начальном этапе развития, отсутствует должный уровень конкуренции среди фитнес-клубов (главным образом в регионах), что приводит к возможности игроков держать высокую ценовую планку на услуги.
Малое количество подходящих помещений и высокий темп роста арендных ставок на коммерческую недвижимость приводят к тому, что предложение не успевает за ростом спроса. В свою очередь, растет срок окупаемости вложений.
В ближайшее время эксперты ожидают поглощения одних участников рынка другими, слияния клубов в крупные сети, развития франчайзинга.
Российская бизнес-газета, 20.04.2010