Очередной рейтинг продуктовых сетей превзошел все ожидания -максимальная стоимость продуктовой корзины в столице не превышает 1400 руб., тогда как год назад она достигала 1810,6, а в феврале 2009 года - - 2086,6 руб. По набору дешевых продуктов питания столичные ретейлеры обошли своих региональных коллег.
По данным Росстата, продукты питания с 1 января по 6 июня подорожали на 7% (в прошлом за аналогичный период - на 9%). На фоне еще вполне свежих в памяти событий почти годовой давности, когда с конца лета неожиданно взлетели цены на подсолнечное масло, молочную продукцию, мясо, эта статистика не может не радовать. К тому же за первое полугодие инфляция в России составила 7,4% (против прошлогодней за аналогичный период - 8,7%).
Так, хлеб и хлебобулочные изделия в среднем по России стали дороже за январь - июнь на 1,9%, сахар - на 28,2%, крупа и бобовые - на 2,8%, макаронные изделия - на 4,6%, мясо и птица - на 4,5%, рыба и морепродукты - на 13,3%, плодоовощная продукция - на 24%, сливочное масло - на 0,1%. Цены на подсолнечное масло с начала года снизились на 14,4%. Молоко и молочная продукция подешевели на 0,6%, яйца - на 22,1%. Стоимость алкогольных напитков выросла на 6,7%.
Одновременно Россия продолжает ставить рекорды по дороговизне продуктов в мире. С начала года еда дорожала у нас в 10 раз быстрее, чем в Европе.
По этому показателю с нами могут сравниться лишь Белоруссия и Украина, тогда как самые дешевые продукты питания можно купить в США. Эксперты объясняют такую ситуацию на российском продуктовом рынке курсом валют и накручиванием цен розничными сетями.
Столичный переворот
В Москве повышение цен составило с начала года 8%. Однако, согласно нашему рейтингу, стоимость продуктовой корзины за полгода снизилась на 13,4%. Это объясняется расширением ассортимента супермаркетов за счет более дешевых товаров, а также замены импортных товаров отечественными аналогами. Особенно заметен спад цен в магазинах, ранее занимавших места в средней и дорогой категориях. Только в 8 из 20 общая стоимость продуктовой корзины увеличилась, и то незначительно - в среднем на 4,2%. Например, в "Пятерочке" и "Перекрестке", которыми владеет крупная отечественная розничная компания Х5 Retail Group, цены выросли на 1,3% и 5,7%, соответственно. Во II квартале 2009 года по сравнению с тем же 2008-го розничная выручка компании выросла на 46% в рублях, до 67,8 млн. руб. В июле Х5 Retail объявила об открытии первого федерального распределительного центра, который будет полностью специализироваться на непродовольственных товарах.
Вторая по величине розничная сеть России "Магнит" покинула категорию средних супермаркетов и переместилась в дешевую с продуктовой корзиной в 1128,1 руб. Из-за кризиса "Магнит" сократил свою инвестиционную программу с $750-800 млн. до $480 млн. Сейчас сеть вплотную занимается размещением допэмиссии на Лондонской бирже. Примерно за 10% акций ретейлер намерен выручить более $300 млн., на которые, по подсчетам аналитиков, можно открыть 15 гипермаркетов. Однако в компании утверждают, что пока сделок М&А сеть не готовит. Кстати, и в регионах "Магнит" находится исключительно в сегментах "дешевый" и "очень дешевый".
Лидером падения столичных цен на продукты питания стала "Азбука вкуса" (на 46,7%). И это удивительно, так как в премиальном супермаркете ни по одной из 15 позиций, входящих в нашу продуктовую тележку, не зафиксированы максимальные цены, несмотря на то что 60% ассортимента магазина - импортные товары. Кроме того, здесь можно купить самые дешевые лимоны - 56,8 руб. за килограмм. В этом году топ-менеджмент компании "Азбука вкуса" планирует открыть еще два магазина в Москве, однако в регионы идти пока побаивается.
Супермаркет "12 месяцев", находившийся раньше в последних эшелонах рейтинга по дороговизне, следом за "Азбукой вкуса" переместился в категорию дешевых магазинов с продуктовой корзиной в 1131,6 руб. Тем не менее здесь продается дорогое мясо. Его минимальная цена выше, чем в других столичных магазинах (275,5 рубля).
Самым дешевым супермаркетом Москвы по июльским данным стала " Billa"(дочерняя структура немецкого концерна Rewe Group), тележка которой стоит менее 1000 руб. за счет мороженого мяса, которое здесь можно приобрести за 107,9 руб. В прошлом году компания увеличила оборот в России на 40% - до 250 млн. евро. В 2009 году Rewe планирует открыть еще 20 новых супермаркетов Billa в дополнение к 58 магазинам, уже работающим в стране. Новые филиалы главным образом создаются в центральной России, в Москве и прилегающих к столице регионах.
Иностранные розничные сети сегодня более активно проводят экспансию в Россию, увеличивая количество торговых точек, покупая активы и идентичные отечественные предприятия. Ведь возможностей сегодня больше, а затраты на вхождение на рынок сократились. Французская сеть Carrefour вложила 8 млн. евро в открытие своего первого гипермаркета в российской столице. До конца этого года компания откроет еще два, в Липецке и Краснодаре. Группа Carrefour, второй в мире оператор розничной торговли, объединяет более 15 тыс. магазинов в 33 странах. В нашем рейтинге французский новичок оказался в конце списка с самой дорогой продуктовой корзиной в 1398,6 руб. без учета цены на водку. Возможно, французы еще не сориентировались на рынке и не окончательно сформировали пул поставщиков.
Второй представитель Франции в России "Ашан" потерял в рейтинге четыре позиции (корзина подорожала на 0,5%), но в категории самых дешевых магазинов все-таки остался. В этом году "Ашан Россия" был удостоен награды всероссийского фестиваля социальных программ "Содействие" за проект "Устойчивое развитие". Одно из предложений "Ашана" - обеспечение социально незащищенных слоев населения наборами продуктов по специальным ценам. В мае участникам выездного заседания Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы РФ была представлена потребительская корзина стоимостью 695 руб., рассчитанная для обеспечения одного человека в течение 10 дней, как пример того, что в "Ашане" покупки могут делать люди с разным бюджетом, в том числе очень ограниченным.
Самым дорогим супермаркетом оказалась отечественная "Магнолия" с продуктовой корзиной в 1323,6 руб. И неудивительно, так как среди всех столичных супермаркетов, именно здесь были зафиксированы самые высокие цены на подсолнечное масло (51,9 руб.), пиво (22,9руб.), сырокопченую колбасу (429 руб.) и лимоны 74,5 (руб.). Несмотря на падение реальных доходов населения, магазин не спешит снижать цены. За полгода стоимость продуктовой тележки, в отличие от большинства супермаркетов, здесь увеличилась на 8,6%.
Региональный "Социализм"
Продуктовая инфляция в регионах более ощутима, чем в столице, хотя, по данным Росстата, цены здесь растут в последние месяцы заметно медленнее, чем в прошлом году. Так, в большинстве городов (Ставрополь, Санкт-Петербург, Омск и т.д.) в июне инфляция составила 0,5%, тогда как в Москве она выросла на 0,8%. Тем не менее цены в самых дешевых и дорогих супермаркетах в региональном рейтинге отличаются на 600 руб., а в столице разница между категориями составляет чуть больше 400 руб. Однако самую дешевую продуктовую корзину можно найти все же в регионах.
В категории самых дешевых супермаркетов разместились семь магазинов. Саратовский "Реал", как и полгода назад, сохранил максимально низкие цены. Стоит отметить, что Саратов - единственный город в рейтинге, где все три супермаркета, представленных в исследовании, расположились в первых двух категориях: "Реал", гипермаркет "Карусель" компании Х5 Retail Group, впервые участвующий в подсчете, заняли третье место с продуктовой корзиной в 1019,5 руб., местный магазин "Социализм" - десятое место с продуктовой корзиной в 1108 рублей.
Самым дорогим городом оказался Ростов-на-Дону -все три магазина расположены в "дорогой" категории, причем ни в одном из них спада цен за последние полгода не произошло.
Ни в одном супермаркете Оренбурга не продается говядина. Выпали из рейтинга из-за отсутствия говядины или телятины челябинская "Пятерочка" и самарский "Главпродукт". Вообще же лишь федеральные сети, и то не во всех регионах, торгуют мясом. Многие местные сети предпочитают не заниматься этим видом продукции, справедливо полагая, что население предпочитает закупку этого продукта на рынках.
По мнению аналитиков, спрос на говядину и свинину в ближайшее время сократится из-за снижения покупательской способности населения. Мясо - не самый дешевый товар. Например, в екатеринбургском "Метро" максимальная цена на говядину достигает 489,5 руб. По оценке компании "Экспресс-обзор", объем производства мяса крупного рогатого скота в 2009 году снизится на 7%, а потребление - на 8,4%. Вместе с тем на рынке еще сохраняется высокая доля импорта. В 2008 году импорт мяса в РФ увеличился на 2,3% и достиг 3,3 млн. т. В структуре потребления доля импортного мяса на рынке страны составила 34,5%. В соответствии с госпрограммой развития АПК на 2008-2012 годы, к 2012-му этот показатель планируется снизить до 15%.
Как выяснилось, найти свежее мясо на полках продуктовых региональных ретейлеров довольно сложно.
Для поддержки отечественных производителей региональные власти принимают различные меры. Так, в Красноярском крае ретейлеры получат право на бюджетную помощь, если закупка местных продуктов составит более 100 млн. руб. За год они смогут вернуть 5% стоимости этих закупок (но не более 40 млн. руб.) и получить до 15 млн. руб. компенсации за уплаченные проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ по кредитам на пополнение оборотных средств. Вся программа поддержки производителей, переработчиков и торговли в этом году обойдется краевому бюджету в 335 млн. руб. Среди претендентов на господдержку - красноярский "Командор" и "Красный яр". В текущем рейтинге данные супермаркеты увеличили стоимость продуктовой корзины в среднем на 14,9%.
Кроме Красноярска работу с продуктовыми ретейлерами начали екатеринбургские производители, решив принять свой кодекс взаимодействия. На местном уровне - это первая подобная инициатива в России. Собственные правила екатеринбургские игроки решили разработать в противовес "Кодексу добросовестных практик" торговых сетей, который был утвержден в июне на федеральном уровне. Если уральский документ будет принят в первоначальном виде, то премии ретейлерам могут ограничиться лишь 8% объема продаж. Однако сети пока не горят желанием поставить свои подписи. Впрочем, судьба екатеринбургского документа пока целиком зависит от принятия федерального закона "О торговле", проект которого одобрил президиум правительства РФ.