Экономический кризис отразился в том числе и на потребительском спросе россиян. Кому–то пришлось умерить свои «аппетиты», а кому–то и вовсе отказаться от привычных когда–то покупок. Какова сейчас ситуация на рынке? Сегодня речь пойдёт о продовольственных товарах?
В 2009 году потребление мясных полуфабрикатов вернётся на уровень 2003 года.
До кризиса на рынке мясных полуфабрикатов наиболее динамично росли продажи полуфабрикатов из мяса птицы. Рынок мясных полуфабрикатов был близок к насыщению, его характерной особенностью было смещение спроса в сторону охлаждённых продуктов.
Влияние кризиса на рынке стало заметно практически сразу. Например, уже по итогам 2008 года рост продаж самого перспективного сегмента, полуфабрикатов из мяса птицы, замедлился почти на 25%. По оценке «Экспресс-Обзор», в 2009 году потребление мясных полуфабрикатов вернётся на уровень 2003 года. Главной причиной станет снижение платёжеспособности населения.
Пельмени станут наиболее востребованным продуктом «заморозки».
До кризиса рынок пельменей был практически полностью насыщен. По сравнению с 2003 годом темп прироста продаж в 2007 году замедлился почти на 60%, а в 2008 году потребление пельменей даже сократилось.
В условиях кризиса наиболее востребованным продуктом «заморозки» снова станут пельмени как наиболее традиционное российское блюдо. По сравнению с другими замороженными продуктами (мясными полуфабрикатами, готовыми блюдами, блинчиками и пиццей) темп снижения продаж на рынке пельменей в 2009 году будет наименьшим, но, тем не менее, будет выражен двузначным числом.
В 2009 году в России будет продано 10 млрд л пива на 440 млрд руб.
Рынок пива в России достиг своего максимального объёма — 12 млрд л — в 2007 году. Быстрый рост в 2006–2007 гг. был обусловлен перебоями в поставках в розницу крепкого спиртного из–за внедрения на российских ликёроводочных заводах ЕГАИС. В 2008 году, когда перебои в поставках водки в розницу прекратились, объём продаж пива в России снизился до 11,4 млрд л.
В стоимостном выражении реализация пива в России в 2007 году выросла почти на 30% по сравнению с предыдущим годом. В 2008–м объём продаж вырос ещё на 9% и составил 455 млрд руб., однако на фоне 13,3% инфляции это был явный спад.
В 2009–м сокращение рынка пива продолжится. Часть потребителей будет вынуждена переключиться с пива на крепкие алкогольные напитки, более экономичные по содержанию спирта в объёме. В долгосрочной перспективе рынок пива в России возобновит рост, при этом всё большую популярность будет приобретать пиво с низким содержанием алкоголя и малой насыщенностью углекислым газом, которое считается менее вредным для здоровья.
В 2009 году в РФ будет продано 492 тыс. т маргарина и сливочного масла.
Маргарин и сливочное масло можно объединить в одну общую категорию — спреды. Причина объединения этих продуктов состоит в том, что потребители перестали чётко различать данные группы продуктов. Кроме того, в продаже появляется всё больше смешанных продуктов на основе маргарина и сливочного масла.
По данным исследования BusinesStat, продажи спредов в России последние годы стабильно сокращаются: если в 2004 г. россияне купили 707 тыс. т сливочного масла и маргарина, то в 2008–м — только 505 тыс. т. В структуре рынка спредов доминирует сливочное масло, на втором месте по объёму продаж находится бутербродный маргарин, на третьем — маргарин для выпечки.
Бутербродный маргарин не является общепринятым к потреблению продуктом в России. Несколько лет назад продажи бутербродного маргарина росли, так как люди хотели попробовать новый продукт. Сейчас очевидно, что он не понравился российским потребителям.
Сливочное масло является традиционным для России продуктом, однако и ему не удалось избежать сокращения объёма продаж из–за общего сокращения потребления жирной пищи. Снижение потребления жира отражается и на продажах других продуктов, например майонеза. В натуральном выражении сектор масла сокращается в среднем на 3% за год. В денежном выражении продажи масла продолжают расти только благодаря росту цен на молочную продукцию в среднем на 11% в год.
Маргарин для выпечки теряет популярность из–за снижения объёмов домашнего приготовления выпечки в пользу покупки готовой продукции, а также в результате появления в продаже готовых смесей для выпечки, не требующих дополнительной покупки маргарина.
Рынку растительного масла свойственна сезонная нестабильность.
Так считают эксперты аналитического отдела ИА «КредИнформ Северо–Запад», проведя маркетинговое исследование рынка растительных масел в России. На рынке широко представлена продукция как отечественных, так и зарубежных производителей из Украины, Молдавии, Литвы, Голландии, Бразилии, Италии, Германии. Также российская продукция поставляется во многие страны, при этом надо отметить, что экспорт растительных масел из России в 2008 году вырос почти в два раза.
На сегодняшний день отечественный рынок растительных масел, по мнению специалистов, находится в активной стадии развития. Так, в 2008 г. общий объём рынка растительного масла увеличился по отношению к 2007 г. на 6%. При этом эксперты отмечают, что рынок сильно монополизирован, так как основными производителями растительного масла являются всего несколько предприятий, которые владеют большинством крупнейших заводов по переработке маслосемян.
Нестабильность сырьевого рынка, зависящего полностью от урожая, вместе с усиливающейся конкуренцией выбивает с рынка мелких производителей и создаёт определённые барьеры для вступления в отрасль. Таким образом, скорее всего не следует ожидать на рынке растительных масел новых игроков.
Меняется структура производства и ассортимент выпускаемой продукции. В производстве растительных масел, при сохраняющемся многолетнем приоритете подсолнечного масла, наблюдается существенное увеличение доли рапсового, соевого и других видов масел, однако подсолнечное всё ещё занимает огромную долю как производства, так и потребления.
В сезоне 2009/10 годов на развитие российского рынка растительного масла оказывает влияние рост ресурсов растительных масел, связанный с высоким урожаем подсолнечника в 2008 году и низким уровнем цен на него. Значительное снижение цен наблюдается и на рынке наливных растительных масел.