Динамика рынка замороженных полуфабрикатов напрямую зависит от развития самого крупного сегмента этого рынка - пельменей. Например, в 2007 году увеличение спроса на замороженные полуфабрикаты было на 45, 4% обусловлено увеличением объема рынка пельменей. Вклад остальных сегментов существенно ниже: по замороженным мясным полуфабрикатам этот показатель равен 19, 6%, по замороженным блинчикам - 15, 2%, по пицце - 6, 8%.
В целом, по оценке "Экспресс-Обзор", объем рынка замороженных полуфабрикатов в натуральном выражении в 2007 году вырос на 6, 2%. А уже в следующем году совокупный объем рынка сократился на 5%. Несмотря на постоянное сокращение доли на рынке, пельмени все еще остаются наиболее популярным сегментом замороженных полуфабрикатов. В 2008 году их доля в структуре рынка заморозки в натуральном выражении составила 65%, в то время как в 2003 году они занимали более 70% рынка. Однако следует обратить внимание на расхождение данных в анализах различных компаний.
Так, по оценкам компании "Норге-Фиш", стоимостная доля пельменей в структуре российского рынка заморозки (в отчет также включены данные по готовым блюдам, мясным полуфабрикатам, блинчикам, вареникам, пицце, плодоовощной заморозке) сокращается с 55% в 2005 г. до 45 % в 2007 г. Далее следуют замороженные мясные полуфабрикаты (котлеты, фарш и т.п.) 20%, плодоовощная продукция 10%, пицца 5% и другие виды замороженной продукции.
В среднем, в 2008 году каждый житель России на пельмени потратил денег в два раза больше, чем на мясные полуфабрикаты. Несмотря на динамичное развитие других сегментов рынка "заморозки", в ближайшей перспективе пельмени не сдадут свои позиции, хотя темпы роста объема этого рынка будут замедляться. Это связано со стагнацией нижнего и среднего ценовых сегментов рынка пельменей. Увеличение потребления будет обеспечиваться за счет жителей средних городов (с населением 200-500 тыс. чел.), постепенно включающих в свой рацион покупные пельмени. В структуре рынка пельменей по федеральным округам лидируют Центральный и Приволжский ФО вместе продавшие почти половину объемов всей пельменной продукции рынка страны.
Среди основных тенденций российского рынка замороженных полуфабрикатов до середины 2008 года можно выделить увеличение спроса на продукцию класса премиум, выпуск качественных продуктов, прошедших высокотехнологичную переработку, и продукции полной готовности, а также стагнацию полуфабрикатов в среднем ценовом сегменте, снижение влияния ценовых факторов конкуренции, повышение значения брендинга и расширение ассортимента. Начавшийся кризис, конечно, внес свои коррективы.
По данным маркетингового исследования "Норге-Фиш", в перспективе сохранятся тенденции, свойственные рынку заморозки: сокращение доли пельменей в структуре потребления, рост доли замороженных блинчиков, вареников и пиццы, быстрое развитие категории готовых блюд и полуфабрикатов высокой степени готовности. На рынке производителей пельменей отмечается большое количество игроков. В связи с этим, наблюдается процесс постоянного перераспределения долей на рынке. Между тем, на первый план у компаний в политике продвижения продукции выходит: формирование фирменного имиджа (высокотехнологические линии, международные стандарты и т.п.) и раскрутка бренда, направленного на показатели, прежде всего, качества и экологичности продукта.
На данный момент самыми покупаемыми марками пельменей являются: "От Палыча", "Дарья", "Сам Самыч", "Богатырские", "Русский хит", "Сибирский Гурман". Можно констатировать, что рынок пельменей близок к насыщению. К середине 2008 года наблюдалось перераспределение потребительских предпочтений.
Так, категории средний, нижний и эконом стагнировали, а в категории высокий и премиум прогнозировался рост за счет производства пельменей с необычными начинками, например, со смесями из мяса экзотических мясных особей, рыбы, морепродуктов и овощей и пр. Но в конце года снижение платежеспособного спроса населения внесло свои коррективы.
Затормозилась начавшаяся борьба брендов за качество и премиальность продукта. Ведь в отличие от некоторых других сегментов рынка заморозки, в сегменте пельменей позиционирование в премиум-категории - вопрос не столько фирменного имиджа марки, сколько реальной дополнительной ценности продукта. Так, работая в этом направлении, отечественные производители предлагают покупателям пельмени ручной лепки, это позволяет увеличить содержание мясного фарша в продукте до 50-55%, в то время как в обычных пельменях оно составляет не более 30-32% и использование в продукции нестандартных начинок: мясо птицы, рыбы (красная рыба: лосось и форель, осетрина и т.п.) и других наполнителей. Одновременно возрастают цены, что начало отпугивать ряд покупателей.
Сегмент замороженных мясных полуфабрикатов является вторым по объему продаж, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, однако его доля также сокращается из года в год. Это связано с насыщением сегмента, а также с популяризацией относительно новых сегментов рынка: замороженных блинчиков, пиццы, вареников, теста и изделий из него, выпечки.
Быстрее всего растет рынок замороженной пиццы - в стоимостном выражении в 2008 году он увеличился почти на четверть. Замороженная пицца, наряду с охлажденной пиццей, а также пиццей, подающейся в кафе и ресторанах, в последние годы рассматривается экспертами как наиболее перспективный для инвестиций сегмент рынка. В отличие от стран Западной Европы, где рынок замороженной пиццы близок к насыщению, в России он еще не насыщен и динамично развивается. Так, если еще в 2004 году среднедушевое потребление замороженной пиццы в Германии, по данным Food for Thought, составляло 2, 25 кг/чел., а в Великобритании - 2, 14 кг/чел., в России, по оценке "Экспресс-Обзор", даже по итогам 2008 года оно не превысило этих значений, составив всего 1, 7 кг/чел. В ближайшей перспективе рынок будет расти за счет продукции, выпускаемой в России, а доля импортируемой пиццы будет сокращаться.
Сегмент замороженных блинчиков тоже растет высокими темпами - более чем на 20% по итогам последних лет. Этот рынок имеет реальную возможность расширения и роста за счет мелких (с населением менее 200 тыс. чел.) и средних (с населением 200-500 тыс. чел.) городов, где потребление остается пока еще на низком уровне. Объем рынка замороженных овощей и фруктов, по оценке "Экспресс-Обзор", в 2007 году составил 214 тыс. тонн. На протяжении последних четырех лет рынок рос достаточно высокими темпами.
Увеличение рынка в стоимостном выражении происходило быстрее, чем в натуральном. Это вызвано как сезонными, так и структурными причинами. Небольшой, по сравнению с предыдущими годами, урожай 2007 года существенно повлиял на текущую ситуацию с ценами. Усугубляют положение растущие цены на услуги, связанные с логистикой.
В целом мнения экспертов относительно динамики объема сходятся на том, что рынок перспективен, однако темпы роста будут постепенно замедляться. При этом в будущем рынок будет развиваться за счет регионов. По оценке "Экспресс-Обзор", по итогам 2009 года продажи замороженных овощей и фруктов увеличатся на 15% в натуральном выражении.
Одним из главных факторов, стимулирующих увеличение рынка, является рост потребительского спроса, вызванный ускорением образа жизни, повышением уровня занятости и среднего дохода. Важнейшими условиями роста рынка является устранение отечественными компаниями дефицита сырьевой базы, а также ввод современных технологий для очистки и заморозки продукции. Стоит также отметить, что рынок замороженных овощей и фруктов характеризуется ярко выраженной сезонностью - рынок заморозки сильно падает в период летних и осенних месяцев, когда активно потребляются свежие овощи и фрукты и происходит сбор нового урожая.
Рынок замороженных овощей и фруктов делится на два основных сегмента - замороженные овощи (включая картофель и грибы) и замороженные фрукты (включая ягоды). На протяжении последних четырех лет в структуре рынка доминируют замороженные овощи, но с каждым годом они теряют свои позиции - перераспределение долей объясняется более быстрыми темпами роста объема рынка замороженных фруктов.
Необходимо отметить, что только 3 торговые марки в сегменте пельменей готовы покупать чуть более 40% потребителей, знающих данные марки. В сегменте рубленых мясных полуфабрикатов только 2 торговые марки готовы покупать около 50% потребителей, знающих эти марки.
Для сравнения, на рынке мучных кондитерских изделий 70% потребителей мучных кондитерских изделий, знающие марку-лидера, являются потребителями данной марки.
И даже на рынке колбасных изделий, где уровень недоверия потребителей к торговым маркам и продуктам достаточно высок, 5 марок-лидеров потребляют более 50% потребителей колбасных изделий, знающие данные марки.
На рынке замороженных блинчиков самая известная торговая марка "Мастерица", которую покупают примерно 70% потребителей, знающих эту марку. Такой уровень коэффициента привлекательности в сегменте замороженных блинчиков говорит о достаточно высоком уровне лояльности потребителей к торговым маркам блинчиков. Вероятно, это можно объяснить невысоким уровнем конкуренции, в результате чего в данном сегменте присутствует относительно небольшое число торговых марок, которые потребителям проще запомнить.
По оценке компании "Экспресс-Обзор", в 2009 году потребление замороженных полуфабрикатов в России вернется на уровень 2004-2005 г.г. Основной причиной этого станет снижение платежеспособного спроса населения и уменьшение темпов роста рынка продуктовой розницы. Следующий 2010 год станет годом постепенного восстановления всей экономики, возрастут темпы роста реальных доходов населения. Вместе с некоторым увеличением совокупного спроса будет восстанавливаться и потребление замороженных полуфабрикатов.