Европейцы в кризис экономят на дорогих удовольствиях. Россияне – наоборот. Об этом свидетельствуют данные о продажах товаров и услуг. К примеру, в Европе сбыт автомобилей представительского класса резко сократился, зато вырос спрос на машины низкой и средней ценовых категорий. В России перестали покупать автовазовскую продукцию, а вот от Bentley не отказались. То же – по туристическим услугам.
По оценкам экспертов, вынужденная экономия вследствие снижения зарплат и массовых сокращений, а также стремление к сбережениям, связанное с ожиданием негативных последствий, у тех граждан, кого кризис пока не коснулся, снизят спрос на турпутевки на 20–30%. Как показал опрос профессионалов рынка, проведенный «ЭЖ», на сегодняшний день туристические компании отмечают падение продаж на уровне 10–15%. Меньше сограждан поедут в теплые края на майские праздники. Хотя активно растут продажи на самых дорогих маршрутах, куда до кризиса российских потребителей пускали неохотно.
По данным Росстата, в 2008 г. наши сограждане совершили 11,3 млн туристических поездок за границу, что на 20,8% больше, чем в 2007 г. В то же время за девять месяцев прошлого года выезд за рубеж с целью туризма возрос на 24,3%.
Как отмечают аналитики компании «Экспресс-Обзор», предшествующий кризису активный рост рынка был напрямую связан с ростом благосостояния российских граждан. Поэтому влияние кризиса туристический рынок ощутил на себе практически сразу: уже зимой 2008 г. началось падение продаж услуг.
Чтобы оценить состояние рынка выездного туризма, корреспондент «ЭЖ» решил поинтересоваться у туристических компаний, как идут продажи путевок на майские праздники.
Спрос на путешествия в первой половине мая традиционно велик. Небольшой перерыв между двумя майскими праздниками позволяет устроить россиянам полноценный двухнедельный отдых, отпросившись с работы всего на неделю. Как оказалось, пока снижение спроса не достигло уровня, прогнозируемого экспертами.
Так, в рамках холдинга VKO Group снижение суммарного объема продаж по сравнению с прошлым годом не превышает 10%, у «Турбюро Москва» – 10–15%. Как правило, решение отказаться от отдыха принимают клиенты туристических компаний, привыкшие отдыхать в Турции, Греции или Таиланде, то есть по путевкам из среднего ценового сегмента.
«Безусловно, данная ситуация на рынке туризма – последствия мирового финансового рынка. Люди стали считать деньги, и отдых перестал являться чем-то необходимым. Это с одной стороны. С другой – отдых уже стал для многих неотъемлемой частью жизни», – считает Ольга Шоринова, генеральный директор сети «Мастер отдыха».
Большинство любителей путешествий стараются найти способ сэкономить, но не отменять отдых. Они обращаются в туристические компании с просьбой подыскать более дешевый отель или экономные билеты на самолет.
«Повышенным спросом пользуются экономичные туры, на которые мы ожидаем вторую, более высокую, волну спроса ближе к майским праздникам», – отмечает Ирина Голубева, заместитель директора по развитию VKO Travel.
Чтобы удержать клиентов, предпринимают меры и владельцы гостиниц. «Сейчас хотельерам приходится подстраиваться под ситуацию на рынке, многие снижают цены. Так, китайские партнеры снизили цены на отдых на 30%. У нас соответственно появилась такая же возможность. В результате увеличился туристический поток в Китай», – сообщил корреспонденту «ЭЖ» генеральный директор компании «Турбюро Москва» Константин Смирнов. Из-за общего снижения цен в среднем цены на перевозку и отели в этом году упали на 22%. К слову сказать, снижение цен на перевозку обусловлено также падением цен на нефть и, как следствие, на авиационное топливо.
Устав от затянувшейся зимы и напряженного графика работы, большинство клиентов туристических компаний для отдыха в период майских праздников выбирают солнечные направления. По словам И. Голубевой, по сравнению с результатами прошлого года среди клиентов фирмы увеличился спрос на путевки в Грецию на 38% и в Хорватию на 67%. Впрочем, другие туристические компании, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «ЭЖ», значительного перераспределения внимания туристов к каким-нибудь отдельным направлениям не заметили.
«Что касается потребительского спроса на отдых в начале мая, то он мало чем отличается от предыдущего года в смысле выбора направлений. По статистике, в агентствах «Мастер отдыха» лидером направлений является Египет, за ним следует Турция, замыкает тройку лидеров Чехия», – отметила О. Шоринова. Исключением из общего правила в этом году стал разве что Таиланд. По словам К. Смирнова, из-за разразившейся в Бангкоке гражданской войны клиенты, которые планировали отдыхать в Таиланде, собираются отправиться в Китай, Марокко, на Мальту, в Испанию или Тунис – туда, где спокойно.
Интересно, что в период массовых увольнений и снижения заработных плат некоторые туроператоры отмечают заметное увеличение спроса на эксклюзивные туры.
Отказываясь от путешествия в группах и по фиксированным программам, любители путешествий просят туристические компании составить им индивидуальный план отдыха, заказывая при этом самые дорогие отели и VIP-сопровождение. Такую тенденцию профессионалы рынка объясняют тем, что до недавнего времени забронировать замки и элитные отели в европейских странах для российских туристов было достаточно проблематично, потому что европейцы привыкли заботиться об отдыхе загодя и все свободные места выкупались задолго до предполагаемого отдыха.
«Наши туристы, как правило, бронируют гостиницы в последний момент, так что часто оказывалось, что все лучшее уже занято», – пояснил К. Смирнов. По его словам, по сравнению с прошлым годом количество дорогих индивидуальных заказов на майский отдых увеличилось до 10%, в частности возрос спрос на отдых и свадьбы в замках.
Динамика запросов клиентов туристических агентств в марте 2004–2009 гг., %*
|
2009 г.
|
2008 г.
|
2007 г.
|
2006 г.
|
2005 г.
|
2004 г.
|
Египет
|
38,4
|
41,24
|
41,23
|
46,83
|
42,65
|
52,92
|
Турция
|
16,39
|
4,24
|
4,49
|
4,42
|
5,56
|
4,07
|
Таиланд
|
6,24
|
9,77
|
14,09
|
12,41
|
9,47
|
8,97
|
ОАЭ
|
4,93
|
6,36
|
8,7
|
7,71
|
8,77
|
13,16
|
Греция
|
2,97
|
0,83
|
0,89
|
0,92
|
0,96
|
0,48
|
Испания
|
2,36
|
1,24
|
1,49
|
1,62
|
1,63
|
1,18
|
Индия
|
1,93
|
3,7
|
2,9
|
2,37
|
2,83
|
3,41
|
Чехия
|
1,93
|
1,84
|
1,93
|
1,98
|
3,3
|
1,49
|
Кипр
|
1,86
|
0,58
|
0,75
|
0,82
|
0,88
|
0,69
|
Италия
|
1,78
|
1,74
|
1,52
|
1,12
|
1,21
|
0,8
|
Болгария
|
1,77
|
0,94
|
1,02
|
0,91
|
0,77
|
0,49
|
Доминикана
|
1,69
|
2,42
|
1,11
|
1
|
1,06
|
1,01
|
Тунис
|
1,54
|
0,98
|
0,84
|
0,88
|
1,11
|
0,56
|
Израиль
|
1,53
|
1,97
|
0,81
|
0,32
|
0,55
|
0
|
Китай
|
1,22
|
1,45
|
1,36
|
0,78
|
0,43
|
0,19
|
Индонезия
|
1,15
|
2,28
|
1,2
|
0,93
|
0,84
|
0,75
|
Франция
|
1,13
|
1,16
|
0,96
|
0,98
|
1,22
|
0,95
|
Куба
|
1,03
|
2,04
|
1,23
|
1,23
|
1,17
|
0,79
|
Хорватия
|
0,96
|
0,15
|
0,22
|
0,18
|
0,27
|
0,04
|
Мальдивы
|
0,92
|
2,19
|
1,09
|
1,11
|
1,25
|
1,04
|
* Данные предоставлены компанией «ИМА ФОРОС ИНФОТРЭВЛ» на основе статистических данных, которые собираются по запросам посетителей более чем на 100 сайтах туристических агентств, сетевых структур, интернет-ресурсах. Суммарная посещаемость составляет не менее 25 000 запросов в день.
|