Объем российского производства мясных консервов напрямую зависит от сырьевой обеспеченности отрасли (в первую очередь, от состояния рынков говядины и свинины). Именно проблемы с сырьем на рынке приводили в последнее время к волнообразным колебаниям объема производства.
По оценке «Экспресс-Обзора», пиковыми годами можно считать 2002, 2005 и 2008 год. В 2002 году было произведено почти 160 тыс. тонн (455 млн условных банок), в 2005 году -- 189 тыс. тонн (539 млн условных банок) мясных консервов, а по итогам 2008 года объем производства мясных консервов приблизился к 200 тыс. тонн. В то время как в «периоды затишья» производство консервов не поднималось выше 150 тыс. тонн.
В последние годы в производстве мясных консервов наблюдаются структурные изменения, обусловленные ростом покупательской способности – изменяется распределение долей между сегментами рынка. Тушенка до сих пор лидирует на рынке, но ее доля в производстве за 5 прошедших лет (2002-2007 гг.) сократилась очень сильно -- на 17 процентных пунктов. Но поскольку основным потребителем тушеного мяса является государственный сектор, падение спроса на тушенку имеет предел и происходит только за счет падения спроса со стороны частных потребителей.
Наиболее динамично развивается сегмент мясорастительных и салобобовых консервов, его доля в производстве консервов выросла на 15 процентных пунктов. Продажи премиум-сегмента мясных консервов (в первую очередь, паштетной группы) также увеличиваются. То есть рост объема производства положителен именно за счет роста мясорастительных и деликатесных консервов.
Российские производители мясных консервов относительно мало экспортируют свою продукцию – около 5% от объема выпуска. При этом больше всего продукции идет в страны СНГ. Самые крупные потребители российских мясных консервов -- это Казахстан, Украина, Грузия и Азербайджан.
В динамике импорта мясных консервов отчетливо прослеживаются два этапа. Первый – это устойчивый рост до 2005 года. А по итогам 2005 года объем импорта в натуральном выражении увеличился на целых 65%. Такой рост произошел за счет увеличения импорта продукции из мяса домашней птицы. В 2005 году объем импорта достиг своего пика, в 2006 году можно отметить резкое снижение объема ввезенных консервов – более чем на 50%. Сокращение объема импорта консервов из мяса птицы было напрямую связано со снижением спроса на мясо птицы вследствие угрозы птичьего гриппа. В 2007 году объем импорта немного вырос, но все равно не достиг уровня 2005 года. По итогам 2007 года доля импорта на рынке мясных консервов составила менее 20% в натуральном выражении.
Консервы из домашней птицы и свинины составляют более 90% импортной продукции. В 2007 году самыми крупными импортерами мясных консервов в Россию стали Франция, Испания, Бельгия и Германия.
По мнению экспертов рынка, отечественные консервы не проигрывают по качеству импортным. В настоящее время иностранные изготовители, чья консервация обычно позиционируется в более высокой ценовой нише, способны конкурировать с российскими производителями в основном только в деликатесной и паштетной группах. В ближнесрочной перспективе специалисты отрасли прогнозируют увеличение ассортимента предложения мясных консервов и смещение потребительских предпочтений в премиальный сегмент, что повлечет усиление конкуренции со стороны иностранных компаний.
Объем продаж мясных консервов в натуральном выражении в 2007 году вырос на 3,8% -- можно сказать, что это «типовой» для мясных консервов год: за последние 5 лет объем рынка увеличился почти на 20%.
Рынок мясных консервов поделен между несколькими крупными компаниями, совокупная доля которых составляет около 50%. Основными производителями мясных консервов являются агропромышленный холдинг «ОВА», ЗАО «Главпродукт», ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ООО «Гипар», ГК «ОАО “Рузком”» и ООО «Агропромышленная компания “МаВР”».
У российского рынка мясных консервов есть несколько интересных черт.
- Государственный сектор является основным потребителем продукции. Например, очень большую часть консервной продукции приобретают Вооруженные силы и Минюст (органы исполнения наказаний). По некоторым оценкам, государственные структуры обеспечивают спрос на 60% мясной консервации.
- Доля тушенки сокращается за счет мясорастительных и деликатесных консервов.
- Низкая скорость внедрения игроками рынка мясных консервов современных маркетинговых инструментов объясняется именно тем, что основным заказчиком на рынке является государство. В сегменте мясных консервов практически отсутствует брендированная продукция. Несмотря на это, конкуренция в отрасли очень сильная.
- В рознице растет ассортимент мясных консервов. Появляются новые продукты, привычные россиянам как домашние блюда, например фаршированный перец или голубцы. Готовые блюда пользуются особой популярностью вследствие ускорения темпа жизни. Интересно заметить, что в регионах, где есть возможность использовать редкие виды сырья, производят тушенку из оленины, мяса лося и кабана.
- Большое влияние на спрос оказывает фактор сезонности.
- Некоторые компании диверсифицируют свой бизнес за счет расширения портфеля консервной продукции, например запуска производства овощных консервов.
- Технологическая база многих компаний устарела и требует модернизации.
- Еще одной особенностью рынка является наличие на нем контрафактной продукции. По оценкам различных экспертов доля контрафакта составляет от 15 до 37%.