Интенсивное развитие рынка фитнес-услуг в России может перейти в новую фазу развития за счет слияний и поглощений. Но пока финансовый кризис не сказался на развитии этого рынка.
По итогам прошлого года отечественный рынок фитнес-услуг вырос на 28,6%, преодолев барьер в 900 млн долларов. Темпы роста не опустятся ниже 20% до 2010г., – обещают в "Экспресс-Обзоре". Главный аргумент – на отечественном рынке отсутствует должный уровень конкуренции среди фитнес-клубов.
Структура распределения клубов по территории России такова, что основная часть оборота фитнес-индустрии сосредоточена на территории двух столиц - 72% от объема российского рынка. В результате игроки имеют возможность держать высокую ценовую планку на услуги. Если в США годовая карта в фитнес-клуб стоит в среднем 300 долларов, то в столице 50-70 тыс. рублей.
Надо сказать, что в России существует разделение фитнес-клубов по сегментам с ценовой точки зрения, тогда как на Западе такой градации не существует. "У нас к фитнес-клубам подходят с тех же позиций, как при оценке недвижимости: стоимость отделки, дизайн, месторасположение, отсутствие или наличие дополнительных услуг. Тогда как фитнес-клубы – это "живой" бизнес, где качество и уровень зависят, прежде всего, от качества и профессионализма инструктора, тренера, а также разнообразия программ", - говорит в гостях у программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ вице-президент группы компаний "Планета Фитнес" Марианна Масленникова. На ее взгляд, сегодня цена абонемента в спортзал не гарантирует качества услуг.
Собственно говоря, в клубах работает один и тот же персонал (это касается инструкторского состава), наличие фитнес-программ абсолютно идентичное, разница только в месторасположении клуба, что, конечно, влияет на стоимость членской карты. По словам М.Масленниковой, расходы фитнес-клуба окупаются при расчете "1,5 человека на квадратный метр", когда, например, фитнес-клуб площадью 2000 кв.м. посещают 3000 клиентов. В среднем их сеть рассчитывает на окупаемость проектов от 3 до 5 лет.
Безусловно, регионы интересны для развития фитнес-индустрии, поскольку там рынок практически не заполнен, а стоимость персонала и арендные ставки ниже, чем в Москве. Такая разница влияет на стоимость клубной карты - как правило, она ниже на 20-30%. Хотя встречаются и исключения из правил. Например, в Екатеринбурге цены в фитнес-клубах выше, чем в столице, приводит пример М.Масленникова.
Однако не нужно забывать, что для большинства россиян посещение фитнес-клубов недоступно. По последним данным опросов фонда "Общественное мнение", регулярно посещают фитнес-клубы в России только 6% граждан.
Представители фитнес-индустрии полагают, что физкультура вернется в массы. Уже сейчас открываются клубы, предлагая годовую карту за 12-15 тыс руб. в год. Некоторые форматы фитнес-клубов, которые распространены, например, в Германии и США, еще не пришли на внутренний рынок РФ. Речь идет об однозальных клубах с 12-16 тренажерами, без душевых кабинок и раздевалок, а тренировки здесь рассчитаны на 30 минут.
РИА "РосБизнесКонсалтинг", 13.10.2008