Объём российского рынка древесных плит и клееной фанеры в 2007 году увеличился в стоимостном выражении на 34,5%, а в натуральном - на 13,6%.
В производстве плит несомненным лидером являются древесностружечные плиты (ДСП). Несмотря на то, что их доля в общем объёме производства сокращается из года в год, в 2007 году она составила 69% в натуральном выражении. При этом 70% ДСП производятся в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Основной объём продаж плит также приходится на ДСП – около 50% в стоимостном выражении в 2007 году.
Среди ведущих российских производителей ДСП - холдинг ООО «Русский ламинат», ОАО «Свеза» и ООО «Кроностар». Производство ДСП имеет стабильно высокие темпы прироста. В 2003-2007 гг. средний темп прироста объёма выпуска составил 14%. Столь высокие темпы прироста производства плит ДСП можно объяснить высокими темпами развития мебельной промышленности – основного потребителя этого вида плит. По данным официальной статистики, объём производства мебели увеличивался в 2003-2007 гг. на 24%.
Больше всего древесностружечных плит выпускается в Центральном ФО. Значителен также объём производства этого вида плит в Северо-Западном ФО - в абсолютных показателях в 2007 году объем производства ДСП в Северо-Западном ФО составил свыше 1,6 млн. куб. м, что на 34,3% больше уровня 2006 года.
Российские производители экспортируют древесностружечные плиты преимущественно в страны СНГ (в 2007 году на их долю пришлось 96% от общего объема вывезенных плит), основу экспорта составляют необлицованные плиты. Объем экспорта стабильно растет, при этом темпы роста только увеличиваются. Основная часть импортируемых древесностружечных плит - ламинированные. Спрос на такие плиты со стороны мебельной промышленности значителен и не покрывается в достаточной степени за счёт ЛДСП отечественного производства.
Самым динамичным сегментом по темпам роста объёма производства являются древесноволокнистые плиты средней плотности (МДФ): среднегодовой темп прироста составляет 97% в натуральном выражении. Наибольшими мощностями в 2006 году располагало ООО «Кроностар», далее следуют ООО «Кроношпан» и ООО «Юнайтед панел груп». Быстрорастущий объем производства плит МДФ влечет за собой рост экспорта и сокращение импорта. Основные потребители плит МДФ – мебельная отрасль и строительство. Обе эти отрасли сейчас развиваются очень активно, что и обуславливает столь высокий темп роста рынка. В ближайшие годы рынок будет продолжать расти, в том числе и за счет открытия новых производств. Сейчас известно о не менее 10-ти инвестиционных проектах по запуску производства плит МДФ – это ЗАО «Лесная инвестиционная компания», «Хуаминь» (Китай), «Моспромстройматериалы-Вятка», «Шиньянская корпорация тяжелого машиностроения» (Китай), ХК «Череповецлес», «Русский Ламинат», ООО «Римбунан Хиджоу», ООО «Строительство XXI век», «Pfleiderer Grajewo» (Польша), ООО «Апшеронсклеспром» совместно с ЗАО ПДК «Апшеронск».
Что касается фанеры, то она занимает чуть больше четверти от общего выпуска плит и фанеры в натуральном выражении. Но в 2007 году ее доля снизилась, при этом производство фанеры постоянно росло (темпы ее роста были меньше, чем рост общего рынка плит и фанеры). Сокращение темпов роста выпуска фанеры обусловлено сырьевым кризисом в конце 2006 года, когда из-за неблагоприятных погодных условий лесозаготовительные предприятия не смогли обеспечить фанерную промышленность необходимым объёмом сырья. На рынке фанеры существует лидер, производящий существенно больше этого материала, нежели конкуренты. Это холдинг ОАО «Свеза», имеющий четыре фанерных завода. Больше всего фанеры производится в Северо-Западном, Приволжском и Центральном федеральных округах.
Производство фанеры является экспортоориентированной отраслью – за границу уходит больше половины выпуска. Надо отметить, что основным потребителем российской фанеры являются страны дальнего зарубежья, что говорит, в том числе, и о высоком качестве российского продукта. Импорт фанеры весьма мал - единственный существенный скачок объёма импорта наблюдался в 2007 году, что является следствием сырьевого кризиса в фанерном производстве в 2006 году.
Потребление фанеры в России стабильно растёт. Связано это как с увеличением объёма строительства и развитием мебельного производства, так и с пока ещё невысокими показателями потребления плит ОСБ (конкурентных фанере по своим свойствам). Низкий уровень потребления ОСБ связан с отсутствием производства в нашей стране и высокой ценой на импортные плиты.
Объем продаж ориентированно-стружечных плит (ОСБ) в 2007 году составил 300 тыс. куб. м. Этот вид плит в России пока не производится, поэтому существующий спрос удовлетворяется за счёт импортной продукции. Однако в ближайшее время эксперты прогнозируют активное развитие производства плит ОСБ: планируется запуск не менее 14-ти инвестиционных проектов.
Основные особенности импорта и экспорта древесных плит и фанеры можно описать следующим образом:
- отечественные производители отправляют за границу в натуральном выражении в 1,65 раза больше плит и фанеры, чем поставляют на российский рынок иностранные компании. Такая разница объясняется, в первую очередь, достаточным количеством фанеры на отечественном рынке и ее хорошим качеством. По итогам 2007 года доля фанеры в общем объеме импорта составила всего 5,6%, а к 2009 году снизится до 3%;
- основным импортоориентированным сегментом является сегмент плит МДФ, который занимал в 2007 году чуть больше половины импорта в натуральном выражении. Но в ближайшем будущем доля импорта плит МДФ будет сокращаться;
- в отличие от импорта, в структуре экспорта фанера преобладает - в 2007 году на нее пришлось 2/3 всего объема экспорта. Но уже к 2009 году этот показатель приблизится к 50%. На фоне сокращения доли экспорта фанеры наблюдается тенденция увеличения доли экспорта ДСП;
- российские производители ДВП пока не способны полностью удовлетворить потребности рынка - импорта этого вида плит растет в два раза быстрее, чем производство;
- доля импорта в сегментах ДСП и ЛДСП сокращается;
- по мере запуска производств ОСБ импорт этого вида плит также будет сокращаться. Однако полностью заменить импортный продукт российские производители не смогут;
- если говорить об общем рынке древесных плит и фанеры, то здесь все более заметна положительная тенденция – рост доли отечественной продукции.
Светлана Федорова, генеральный директор «Экспресс-Обзор»