РЫНОК КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ: РЕКОРДНЫЕ ЗА 10 ЛЕТ ТЕМПЫ РОСТА
В отличие от многих других рынков, производство колбасных изделий во время пандемии показало небывалый рост — впервые за последние 10 лет производство за первые 7 месяцев года выросло на 5%. Если до пандемии производство колбасных изделий стабильно сокращалось, начиная с 2012 года, то статистика за январь-июль показывает отскок рынка. Всего было выпущено 1,37 млн тонн колбасных изделий. Таким образом, объем производства колбас вернулся на несколько лет назад, к уровню 2016 года, когда объем выпуска был выше, однако до максимальных значений 2012 года в 1,44 млн тонн производство не восстановилось.
Наибольший вклад в рост производства колбасных изделий сделали копченые колбасы — объем выпуска за первые 7 месяцев увеличился на 48 млн тонн. И впервые за 10 лет темп прироста производства этого вида колбасных изделий составил 12%, тогда как раньше он не поднимался выше 5%. Объем выпуска копченых колбас составил 396 тыс. тонн и стал максимальным за 10 лет, превысив уровень 2012 года (385 тыс. тонн). Основной прирост выпуска копченых колбас пришелся на январь 2020 года, когда выпуск вырос на 67% к уровню 2019 года. В феврале-июле 2020 прирост производства копченых колбас не превышал 10%. Поскольку анализ проведен по оперативным данным официальной статистики, которые могут быть уточнены впоследствии, мы предполагаем, что январские данные могут быть скорректированы — в этом случае темпы прироста выпуска как копченых колбас, так и всего сегмента колбасных изделий будут ниже. В этом случае прирост производства колбас составит 3–3,5%, что будет являться по-прежнему максимальным за 10 лет значением.
Основную долю в производстве колбасных изделий традиционно занимают вареные колбасные изделия, где основной объем приходится на вареную колбасу, сосиски и сардельки. Традиционно основными потребителями сосисок и сарделек являются жители европейской части России, в первую очередь, жители Центрального федерального округа, Северо-Западного федерального округа и Южного федерального округа. В 2018 году первое место по среднедушевому потреблению сосисок и сарделек занимала Москва, а второе, третье и четвертое место делили Брянская, Московская и Тульская области. По итогам 2019 года Брянская область вышла на первое место по потреблению сосисок и сарделек в расчете на душу населения, второе место заняла Ленинградская область, а третье и четвертое разделили Москва и Московская область. Интересно, что в Липецкой области, соседней с Московской, а также Воронежской и Тамбовской областях потребление сосисок и сарделек на 1 жителя примерно одинаковое, и в 1,5 раза ниже показателей Московской области, а в Ленинградской области — в 1,3 раза выше, чем в Санкт-Петербурге. Среднедушевое потребление сосисок и сарделек в Москве в 1,8 раза выше потребления в Красноярском крае.
Однако за счет различной плотности населения России в регионах, рейтинг по объему розничного рынка не совпадает с рейтингом по среднедушевому потреблению. В целом основные рынки сбыта сосисок и сарделек — это регионы Центрального и Приволжского федеральных округов. Однако при рассмотрении структуры рынка по областям те же Воронежская область и Красноярский край входят в число регионов с высоким объемом розничного рынка наряду с традиционными Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом. А Липецкая и Тамбовская области за счет меньшей плотности населения относятся к регионам со средним объемом рынка. Суммарно на 17 регионов с высоким объемом рынка приходится более 50% рынка сосисок и сарделек. При этом эти регионы отличаются различным уровнем конкуренции и цен. Поэтому при выборе перспективного региона для развития мы рекомендуем рассматривать в совокупности как среднедушевое потребление, так и расходы на душу населения как маркер покупательской способности, при расчете объема рынка учитывать плотность населения, а в качестве одного из индикаторов конкуренции — использовать величину розничного рынка, приходящегося на 1 конкурента. Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на положительные результаты первой половины 2020 года, мы не ожидаем высокого роста рынка в ближайшие годы. Популяризация здорового образа жизни в совокупности с ожи? даемым падением доходов населения направляют рынок к стагнации в натуральном выражении и к переходу в более низкие ценовые сегменты, то есть, к снижению объема рынка в стоимостном выражении. Поэтому вопрос выбора грамотной стратегии развития будет в ближайшее время актуальным и для производителей, и для ретейла. По материалам исследований «Рынок колбасных изделий: итоги 2019, данные 2020, прогноз до 2023» и «Статистика потребления сосисок и сарделек 2019 по регионам России»