Различия в спросе на колбасу и колбасные изделия в Регионах России
IFFA 2013, 13.05.2013
Светлана Федорова
О спросе на колбасу и колбасные изделия я расскажу на примере данных за IIIквартал 2012 года. Сезонность на рынке есть, однако она ярче выражена в премиальных ценовых сегментах, в сегментах массового спроса она еле заметна. Удобнее всего отслеживать разницу в региональном потреблении по картам спроса, которыми мы иллюстрируем все исследования серии «Анализ спроса». Принцип построения карт спроса достаточно прост. Значения спроса по всем анализируемым показателям мы разделяем на 5 групп, каждой группе присваиваем диапазон значений, качественную характеристику от низкий до высокий, римскую цифру и цвет. Сначала, для обобщения мы даем данные по федеральным округам, а потом рассматриваем более детально все субъекты РФ, начиная с Центрального. В рамках этой статьи я приведу некоторые карты спроса по федеральным округам России.
Если рассматривать объем рынка колбасы и колбасных изделий по регионам России, очевидно, что самые высокие цифры будут в наиболее населенных и экономически развитых регионах, лидером среди которых будет Москва. Среди федеральных округов России наибольший объем рынка – в округе с самой высокой плотностью населения, Центральном. Не сложно догадаться, что на втором месте – второй по плотности населения округ, Приволжский.
Однако если посмотреть среднее потребление на одного человека, то цифры будут совершенно иными. Например, если говорить про колбасные изделия в целом, то существуют регионы, в которых потребление на душу населения выше Московского. Колбасу и колбасные изделия очень любят в Новгородской области: средний житель ежеквартально приобретает почти на 33% больше колбасных изделий, чем средний москвич. Жители Тульской и Московской областей приобретают примерно на 25% больше колбасных изделий, чем москвичи (в кг на душу населения), а жители Чувашской и Удмуртской республик – почти в 2 раза меньше.
На самом деле, если посмотреть не на общие цифры по рынку колбасных изделий, а представить рынок как совокупность трендов, характерных для отдельно взятых сегментов рынка, то многие особенности в потреблении становятся легко объяснимыми. Аналитики «Экспресс-Обзор» выделили пять основных сегмента колбасного рынка (сосиски и сардельки, вареные колбасы, варено-копченые и полукопченые колбасы, сырокопченые колбасы, а также мясокопчености и мясные деликатесы), анализ особенностей потребления по которым позволил сделать интересные выводы.
Например, в сегменте вареной колбасы самый большой объем рынка не в Москве, а в Московской области и он на 15,3% выше, чем в Москве (несмотря на почти двукратное превышение Москвы по численности населения). Как известно, стоимость многих продуктов питания в Москве выше, чем в других регионах, и цены на вареную колбасу – не исключение. Поэтому по объему рынка в стоимостном выражении в этом сегменте Москва и область почти одинаковы. Интересно также, что потребление вареной колбасы в кг на душу населения распределено по регионам России достаточно равномерно: большинство федеральных округов показывают средние значения.
В сегменте сырокопченых колбас дифференциация потребления (в кг на душу населения) очень велика: разница между максимальным значением в ЦФО и минимальным в СФО составляет 9 раз. А по объему рынка (в тоннах) федеральные округа различаются еще значительнее: объем рынка в ЦФО превышает объем рынка в ДФО в 24 раза. На карте спроса видно, что сырокопченая колбаса наиболее популярна в европейской части России. Ниже мы увидим, что в восточной части популярны варено-копченые изделия. Вообще, если говорить про распределение спроса по видам колбасных изделий и в качестве базы для сравнения использовать Москву, то получается интересная картина: в потреблении на душу населения Москва лидирует только в сырокопченой колбасе и сосисках.
Сосиски и сардельки, в совокупности с вареными колбасами, составляют основу потребительского портфеля россиян. Однако, в отличие от вареных колбас, спрос на которые распределен равномерно, сосиски и сардельки больше всего любят жители Центрального и Северно-Западного федеральных округов.
Основной особенностью сегмента варено-копченых и полукопченых колбас является рост спроса с запада к востоку России. Еще одной интересной особенностью является крайне низкое потребление этого вида колбас в Москве: в III квартале 2012 года Москва показала минимальное значение среди всего ЦФО. В России есть всего несколько регионов, потребление в которых варено-копченых и полукопченых колбас ниже московского. А в республике Башкортостан среднедушевое потребление этого вида колбас в 1,5 раза выше московского, в Кемеровской области - в 2 раза, а в Ямало-Ненецком АО – в 2,4.
Подводя итоги анализа спроса на колбасу и колбасные изделия, можно сделать следующие выводы:
- Сосиски, сардельки и вареные колбасы лидируют на рынке. Следующие по популярности - варено-копченые колбасы.
- Наибольший объем рынка колбас в стоимостном выражении – в Центральном федеральном округе, округ лидирует во всех видах колбасных изделий. Второе место занимает Приволжский федеральный округ.
- Южные регионы (СКФО, ЮФО, ПФО) отличаются малым потреблением мясокопченостей
- С запада на восток России растет потребление варено-копченых и полукопченых колбас и достигает максимума в ДФО. Однако из-за различной плотности населения объем рынка наибольший в ЦФО.
- Доля сосисок и сарделек в потреблении, наоборот, сокращается с запада на восток.
- По потребительскому портфелю в России можно выделить два сегмента: Запад, где больше всего потребляют сосиски и сардельки и Восток, где больше любят вареные и варено-копченые колбасы.
- Самое равномерное распределение потребления по регионам в сегменте вареной колбасы – около среднего уровня по всей России
- Наиболее неравномерное распределение в сегменте сырокопченой колбасы - потребление сконцентрировано в ЦФО и СЗФО
- В массовых сегментах при падении доходов потребление снижается, а при росте доходов выше среднего уровня потребление останавливается
- В дорогих продуктах зависимость спроса от доходов прямо пропорциональна.