Мороженое на растительных жирах хотят переименовать.
Как только на улице становится жарко, люди вспоминают про мороженое. Впрочем, есть любители холодного десерта, которые про него не забывают никогда, даже зимой.
Оборот мирового рынка мороженого оценивается примерно в 50 млрд долларов в год. Почти половина мирового рынка приходится на США, и этот показатель стабильно растет. Американцы любят, покупают и хранят дома мороженое в больших количествах. Мороженое входит в обязательный рацион американских солдат, в каждой дивизии имеется мобильная фабрика мороженого. Среднегодовое потребление мороженого на душу населения в России не превышает трех килограммов, тогда как средний европеец съедает 12 килограмм, а американец - 25 килограмм мороженого.
В советское время, из-за недостатка кондитерских изделий, мороженое у нас особенно ценилось. Сейчас на рынке множество всяких лакомств. И все же люди охотно покупают "ту самую" лакомку, эскимо или пломбир. Это относится к одной из особенностей российского рынка. Еще одна особенность - высокая доля "импульсных" покупок, вызванная культурой потребления мороженого непосредственно на улице. Это не присуще европейским странам, что объясняет незначительный объем продаж "семейных" упаковок.
Для рынка мороженого в России характерны те же проблемы и особенности, что и для всей продовольственной отрасли: укрупнение производителей и торговых сетей, низкая рентабельность, высокая конкуренция на рынке. Тенденция к слияниям и поглощениям значительно усилилась в последнее время.
Сегодня в России насчитывается около 250 производителей мороженого. В последние годы в число лидеров выбиваются новые частные предприятия. Компания "Инмарко" производит примерно 50-55 тыс. тонн мороженого в год, ее доля на рынке составляет 12%. Далее следует компания "Талосто", которая производит около 45 тыс. тонн. На третьем месте "Русский холод" - 35-40 тыс. тонн. Крупными производителями также являются компании "Нестле" - 20 тыс. тонн, "АйсБерри" - 15-20 тыс. тонн, "Челны-Холод" - 11 тыс. тонн, "Хладокомбинат N 3", "Петрохолод". Эти компании являются лидерами отрасли и производят 50-60% от всего объема продукции, который составляет 360-400 тыс. тонн в год.
Присутствие на рынке товаров-заменителей побуждает производителей мороженого расширять ассортимент, искать новые формы продаж. Сейчас все более растет производство мороженого в крупной фасовке: в лотках, ведерках, в виде тортов, то есть продукции для потребления дома. Происходит наращивание высокодоходных групп, расширяется сегмент продукции с пониженным содержанием жиров и сахара, а также обогащенной функциональными добавками (витаминизированной, йодированной и т.д.). Большое влияние на состав и качество продукции оказывает растущая ориентация населения на здоровый образ жизни.
Для привлечения покупателей большинство предприятий практикует выдвижение на рынок мороженого все новых и новых видов продукции. Такой подход приносит кратковременный эффект, но сдерживает появление широко известных брендов. Несмотря на сложности реализации и другие проблемы, производство мороженого в России увеличивается. Однако многочисленные препятствия сдерживают приток инвестиций.
По словам президента Союза мороженщиков России Валерия Елхова, одна из главных проблем отрасли - это комплексная отсталость оборудования. В стране не осталось ни одного предприятия, которое выпускает холодильное оборудование. Технологии, к сожалению, тоже утеряны. В России насчитывается 163 хладокомбината, и большинство из них находятся в плачевном состоянии.
Вторая проблема - это высокие ввозные таможенные пошлины на ингредиенты. Большинство из них не могут производиться в России. Например, какао. Три года назад мороженщики с кондитерами добились снятия пошлин на какао-порошок. Однако в отношении какао-бобов они до сих пор действуют. То же самое касается и растительных жиров.
Третья проблема - это упаковка. Фольгу мороженщикам приходится закупать за рубежом, несмотря на то,что она производится в России. В конечном итоге все это отражается на цене продукта и кошельке покупателя.
Валерий Елхов считает, что существует и проблема рентабельности. Дело в том, что в свое время этот продукт позиционировался как детский и дешевый. А это не так. И сейчас у нас рентабельность производства лучших предприятий составляет всего 5 - 6%. 20 лет назад отрасль производства мороженого была одна из самых высокодоходных, и инвесторы не боялись в нее вкладываться. Однако сейчас ситуация изменилась, и в конкуренции с параллельным ассортиментом снеков мороженщики проигрывают.
Тем не менее на рынке мороженого сложилась стабильная тенденция роста цен. За последние пять лет цена производства мороженого увеличилась более чем на 70%. Прирост за последний год составил 3,2%. Значительное удорожание производства мороженого - следствие роста цен на молочное сырье и ограничение использования тропических жиров. Рост цены производства ведет и к повышению потребительских цен на мороженое. В 2011 году мороженое подорожало на 13,7%.
Еще одна проблема связана с введением технического регламента на молоко и молочную продукцию. Точнее, трудности в терминологии. Поскольку если читать буквально, то мороженое - это то, что включено в регламент. А что не включено - то не мороженое. А включены две группы: это мороженое на молочной основе и молокосодержащее мороженое с растительными жирами, которое вообще хотят называть не мороженым, а мелорином.
Борьбой с использованием растительных жиров в молочном производстве активно занимаются молочники.
- Конечно, продукты из растительных жиров - это не отрава, - говорит председатель Общественного совета при министерстве сельского хозяйства Андрей Даниленко. - Если человек хочет приобрести продукт из пальмового масла - пожалуйста, но покупатель должен иметь право выбирать - купить ему продукт из пальмового масла, сбалансированных жиров или из молока. К тому же пальмовое и кокосовое масло - это достаточно тяжелый продукт, и если за рубежом такое масло хотя бы сбалансированно смешивают с животными жирами, то у нас часто используют в чистом виде. А это, мягко говоря, не полезно. Кроме того, нарушается принцип честной конкуренции - нечистые на руку производители получают продукт на 20-40% дешевле, а продают его под тем же названием, что и их добросовестные конкуренты.
Для мороженщиков растительные жиры тропического происхождения очень важное сырье. Они долго шли по пути замены животных жиров на более легкие растительные. Такова мировая тенденция, и идти вспять мороженщики не хотят.
Недавно они направили в правительство обращение в связи с негативным влиянием на предприятия отрасли изменений, вводимых в Технический регламент на молоко и молочную продукцию. Изменения касаются применения термина "мороженое". Руководители ведущих компаний отрасли считают, что нужно обсудить назревшую проблему. В качестве решения предлагается внести изменения в термин "мороженое" и придать белорусскому стандарту "Мороженое" статус межгосударственного стандарта.
Особенностью рынка мороженого в России является направленность на внутренний рынок и невысокий внешнеторговый оборот: импортная продукция занимает не более 2% рынка. Доля товаров, идущих на экспорт, тоже невелика.
Более двух третей общероссийского производства мороженого приходится на три федеральных округа: Центральный, Сибирский и Приволжский. При этом лидер по объему производства в ЦФО - Московская область, в СФО - Омская область, в ПФО - Нижегородская область. После жаркого лета 2010 года и роста рынка на 12% в натуральном выражении в 2011 году зафиксирован прогнозируемый спад. Производство мороженого в 2011 году сократилось на 15,6%.
Несмотря ни на накопившиеся проблемы, ни на рост цен, эксперты прогнозируют увеличение производства и потребления мороженого на ближайшие годы. По прогнозу компании "Экспресс-Обзор", до 2016 года рынок мороженого может вырасти более чем на 20% по отношению к 2011 году.
"Российская Бизнес-газета", 29.05.2012