Рынок офисной мебели рос значительными темпами до кризиса. В период с 2003 по 2008 год, по оценке «Экспресс-Обзор», объем производства офисной мебели увеличился почти в 3 раза. В 2009 г. выпуск сократился относительно 2008 г. почти на треть, а за два кризисных года (2009-2010 гг) потерял почти 30% в рублевом исчислении и откатился на 4 года назад – до уровня 2006 года.
По данным участников рынка, во время финансового кризиса в сегменте офисной мебели помимо снижения спроса на треть и сокращения объемов производства, была отмечена коррекция ассортимента в пользу мебели эконом-класса. Производители стремились снижать цены при сохранении качества выпускаемой продукции. Также вследствие ухода с рынка части мелких производителей произошла консолидация рынка, хотя в целом состав крупных игроков изменился слабо. Некоторые производители сосредоточились на сегменте мебели для дома, падение спроса на которую было менее значительным.
Аналитиками «Экспресс-Обзор» отмечены следующие колебания спроса на офисную мебель во время кризиса:
- Наблюдалась разнонаправленная динамика спроса на новую и бывшую в употреблении (б/у) офисную мебель. При падении спроса на новую, начался рост спроса на б/у мебель.
- Падение спроса на офисную мебель началось в марте 2009 года. Наибольшее снижение было отмечено во втором квартале. Вторая половина 2009 года была отмечена некоторым ростом спроса, который, однако, не позволил достичь уровня 2008 года.
- Спрос на б/у офисную мебель достиг своего пика в 4 кв. 2009 года, а затем начал постепенно снижаться. Тем не менее, среднемесячные показатели спроса 2010 года выше уровня 2008 года в 2,5 раза, что свидетельствует о сохранении повышенного спроса на мебель, бывшую в употреблении.
В период кризиса спрос на сейфы был неоднозначным. Сегмент офисных сейфов, как и офисная мебель, пережил падение. Динамика спроса на домашние сейфы была иной. В 2009 году спрос существенно вырос, а в 2010 году продолжил рост. По оценке специалистов компании «Экспресс-Обзор» в целом объем рынка сейфов в 2009 году сократился почти на 20%.
Что касается офисной мебели, то в кризисное время, наряду с сокращением производства, произошло уменьшение импорта. В целом за два года (2009-2010 гг.), объем импорта в долларах сократился на 42%, до уровня 2006 года. Падение в рублях было менее значительным. Особенно сильно сократились поставки из Белоруссии и Китая. Кроме того, снизилась доля дешевой мебели (стоимостью до 1,8 евро за кг.) в объеме импорта. Несмотря на падение импорта и сложившийся выгодный валютный курс, отечественные производители так и не смогли воспользоваться возникшим преимуществом, в результате экспорт мебели также резко снизился. Снижение поставок офисной мебели за рубеж за 2 года составило почти 45% в долларах или треть в рублях. При этом структура экспорта осталась неизменной. За первое полугодие 2010 года объем экспорта (в рублях) продолжил сокращаться – падение экспортных поставок превысило 6%.
Развитие рынка офисной мебели зависит от объемов строительства коммерческой недвижимости (офисной, торговой, складской) и платежеспособности компаний или, другими словами, уровня развития бизнеса. Немаловажным фактором является также стоимость сырья. По оценкам «Экспресс-Обзор», с учетом динамики цен в предкризисный период и в период кризиса, значительного изменения цен на сырье (плитные материалы или саму древесину) ожидать не стоит. Что касается коммерческой недвижимости, то в ближайшие годы можно рассчитывать на оживление спроса. Например, в Москве, которая служит флагаманом для региональных рынков, с начала 2010 года спрос на качественную офисную недвижимость показывает положительную динамику. Тем не менее, в ближайшие три года не ожидается значительного роста объемов рынка офисной мебели. По оценкам компании «Экспресс-Обзор», к концу 2012 года объем рынка будет выше уровня 2010 года менее чем на 12%. При этом рынок сможет достичь лишь уровня 2007 года и не отыграет потерянные во время кризиса объемы.