Экономический кризис в большинстве случаев негативно
сказывался на состоянии многих рынков. Однако производство отечественной обуви
стало исключением. Из-за резкого удорожания импортной продукции спрос на обувь
сместился в сторону дешевых отечественных марок. Так, по данным официальной
статистики, выпуск обуви в России в 2008-2009 гг. не только не снизился, что
регулярно наблюдалось до кризиса, но даже незначительно вырос. Всего в 2009
году было произведено 57,5 млн. пар обуви.
В тоже время, несмотря на незначительное восстановление
отечественного производства обуви и резкий рост цен на импортную продукцию,
присутствие зарубежной обуви на российском рынке по-прежнему было значительным. Отечественные производители смогли отвоевать
только 5% рынка по итогам 2009 года.
Экономический кризис серьезно повлиял на конкуренцию в сетях
на рынке обуви. Падение продаж, снижение выручки и рост долговой нагрузки в
условиях удорожания кредитов вынудили некоторые обувные сети, особенно мелкие,
уйти с рынка. Преимущество получили крупные российские розничные сети, имеющие
устоявшиеся отношения с партнерами и постоянную аудиторию покупателей. Кроме
того, импульс к развитию получили сети-дискаунтеры, пополнившие свою аудиторию
за счет покупателей, перешедших из среднего и высокого сегментов. Но даже у
тех, кто остался на рынке, возникли трудности. Например, для сокращения
дебиторской задолженности ГК «Монарх» прекратила оптовые продажи другим
ритейлерам (их доля в обороте была 10%), «Эконика» отказалась от части мужского
ассортимента, отдав предпочтение наиболее продаваемой женской обуви, ГК «Обувь
России», «Монро» и «Терволина» увеличили долю продукции низкого ценового
сегмента. Если говорить про темпы экспансии сетей, то игроки вели себя
по-разному. Например, «Центробувь» выкупила сети «Бонита» (Москва, 16
магазинов) и «Обувь-шок» (Санкт-Петербург, 8 магазинов), ГК «Монро» -
подмосковную сеть «Шагомер» (10 магазинов), а «Терволина» закрыла 50 наименее
эффективных магазинов. Подводя итоги кризисного периода, можно выделить
наиболее распространенные действия, принятые сетями для оптимизации работы:
- Сокращение количества магазинов. Ориентация на наиболее рентабельные точки.
- Оптимизация ассортимента: сокращение товарных единиц, фокусирование на наиболее
популярных моделях, увеличение обуви экономичного сегмента, увеличение женской
обуви в ассортименте.
- Сокращение затрат: арендная плата за магазины, реклама, зарплата персоналу,
административные расходы.
- Запуск программ кредитования и покупки обуви в рассрочку.
- Ориентация на китайских оптовиков, предоставляющих лучшие на рынке условия по
отсрочке платежей и возврату остатков.
Говоря об импорте на рынке обуви, стоит учитывать
присутствие на рынке нелегальной продукции. По оценке «Экспресс-Обзор», в 2009
году доля «серого» импорта составила порядка 32% в натуральном выражении.
Однако в последнее время наметилась тенденция «обеления»
рынка. Для сравнения, в 2006 году на «серый» импорт приходилось почти 60%
рынка.
Обувь отечественного производства
в основном вывозится в страны СНГ, при этом доля экспорта среди российской
обуви незначительна. Основными потребителями российской обуви являются
Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Украина. По итогам 2009 года на
долю этих стран пришлось чуть более 50% всего объема экспорта.
Снижение уровня доходов населения в 2008-2009 гг. серьезно
повлияло на потребление обуви в России. В 2009 году спрос на обувь (с учетом
теневого сектора) в России сократился почти 28% в натуральном выражении,
оказавшись на уровне 2005 года. В ближайшее время стоит
ожидать быстрой стабилизации российского обувного рынка. Несмотря на то, что на
докризисный уровень рынок выйдет не раньше 2013 года, темпы прироста в
2010-2012 гг. будут двузначными. По оценке «Экспресс-Обзор», основные тренды
2009 года, такие как снижение доли импорта на рынке и рост спроса на
отечественную продукцию - явления временные. Уже по итогам 2011 года импортная
обувь снова начнет отвоевывать потерянные в 2009-2010 гг. позиции.