За последние семь лет подъемы и спады производства мыла в России ежегодно сменяли друг друга, сохраняя при этом относительно стабильные показатели. И вот после очередного незначительного падения в 2015 году объемы производства мыла в России снова увеличились, и по итогам 2016 года прирост составил 11,6% в натуральном выражении. Стоит отметить, что прошедший 2016 год стал одним из самым удачных для отечественных производителей мыла.
Подавляющее большинство произведенной продукции в России с 2010 года - твердое мыло на жировой основе, включая туалетное и хозяйственное. В последнее время все больше набирает популярность жидкое туалетное мыло, что отразилось на увеличении производства данного типа продукции на 6% в 2016 по сравнению с предыдущим периодом. Наименьшая доля от общего количества произведенного мыла в России в 2016 году - у жидкого хозяйственного мыла, всего 1,2%.

В производстве мыла не наблюдается резких спадов или подъемов в течение всего года. За последние семь лет производители только единожды увеличили выпуск готовой продукции сразу в несколько раз. Это произошло в 2014 году, когда в России было произведено рекордное количество мыла - 22 696,5 тонн.
Более 40% производства в 2016 году было сосредоточено в Приволжском федеральном округе. Примерно такая же доля производства у Центрального, Северо-Западного и Южного округов вместе. Максимальный прирост производства мыла в России был зафиксирован в Сибирском федеральном округе, 227,3% по сравнению с 2015 годом.

Примечательно, что в большинстве регионов наблюдался положительный прирост, за исключением Дальневосточного федерального округа, в котором показатели производства мыла снизились на 34,1%. Этот регион также отличился самыми высокими средними потребительскими ценами на мыло в 2016 году, которые составили 35,7 рублей и 33,83 рублей на туалетное и хозяйственное мыло соответственно.
Доля экспорта мыла, произведенного в России в 2016 году, составила чуть более трети от общего объема производства. Более половины этого объема было вывезено в Казахстан и Таджикистан. Экспортные показатели растут третий год подряд, а 2016 год, по данным официальной статистики, стал самым удачным для России в данном направлении.
Напротив, импорт второй год подряд показывает отрицательную динамику. В 2016 году импорт мыла в Россию снизился на 11,2% по сравнению с 2015. Основной игрок на рынке, Турция, потеряла свои позиции, ее доля снизилась на 8,2 процентных пунктов, сохранив при этом лидирующее положение. Также значительное снижение показала Украина, потеряв 7 процентных пунктов от доли импорта своей продукции в 2015 году. Стоит отметить Египет, поставки из которого увеличились сразу на 3045,9%.

По итогам 2016 года объем рынка мыла в России увеличился в стоимостном выражении на 28,5%, показав наилучшие результаты с 2010 года. По прогнозам компании «Экспресс-Обзор» в ближайшие годы ситуация кардинально не изменится и рынок будет стабилен до 2020 года. Подробный ежегодный прогноз и все данные по рынку мыла в 2010-2016 гг. вы найдете в нашем исследовании серии «Слайд-Статистика».