Несмотря на падающий импорт, потребление мяса птицы в России отличается стабильностью. С 2010 по 2016 рынок рос ежегодно в среднем на 5,5%, а объем производства – на 9,3%, то есть средние темпы роста производства птицы почти в 2 раза выше средних темпов роста потребления. Это грозит российским производителям кризисом перепроизводства, которого отрасль опасается уже более 5 лет. Интересно посмотреть на изменение цен на рынке: за период с 2010 по 2015 средняя цена на рынке (средневзвешенная из цен производства, импорта и экспорта) увеличилась на 38%, цены производства лишь на 26%, цены экспорта на 100%, а импорта – на 114%. Немаловажную роль в изменении цен экспорта и импорта, безусловно, сыграл рост курса доллара по отношению к рублю. Однако, если смотреть на цены производства, то в 2013 году они немного снизились (на 4,7%, , а если вычесть инфляционную составляющую, то еще больше), что , в том числе, говорит и о росте конкуренции у производителей уже в 2013 году. В том же 2013 году объем экспорта вырос на рекордные 104% - производители увеличивали присутствие на новых рынках сбыта. Статистика 2014-2015 гг показывает относительно средние (15-20%) темпы роста экспорта в натуральном выражении и достаточно высокие (до 90%) из-за курсовой разницы - в стоимостном.
После введения санкций полностью изменило структуру импорта. Если в 2013 году на США приходилось половина (50,6%) импорта мяса птицы в натуральном выражении, то в 2015 году лидером в импорте мяса птицы стала Бразилия (доля США 0%), на втором месте – Беларусь. На эти две страны приходится 85,6% импорта, в всего список стран-импортеров сократился до 8 позиций (в 2013 году в импорте мяса птицы участвовали более 20 стран). Заметным положительным моментном для российских производителей стало снижение доли импорта на рынке, которое произошло вследствие роста курса доллара, продуктового эмбарго, политики государства по квотированию импортных поставок. Это привело к снижению доли импорта на рынке мяса птицы в 3,5 раза за период с 2010 по 2015 год.
Исследования по теме: