В начале 2010-х рынок паркета показал значительный рост: в 2011 году производство паркета выросло на 41%, импорт - на 13%, а экспорт – на 54%. В совокупности объем рынка паркета в 2011 году увеличился на 21%, в 2012-м стабилизировался на этом уровне (+ 3%), и можно было предположить, что в дальнейшем тенденция роста сохранится. Однако, начиная с 2013 года, выпуск паркета начал снижаться и к 2015 году вернулся практически на уровень 2010 года. Кризис производства хорошо виден по региональной статистике: падение объема производства в целом по России сопровождалось повышением концентрации выпуска в Центральном федеральном округе (при этом средний темп роста выпуска в ЦФО не сильно выше среднего по России). За 5 лет, с 2010 по 2014 год, доля ЦФО увеличилась на 7,8 процентных пунктов. Интересно, что, в структуре производства паркета по федеральным округам всего за 5 лет произошли весомые изменения. Помимо ЦФО, увеличилась доля ДФО (+9,5 процентных пунктов), а доли ЮФО и ПФО сократились, соответственно, на 6,7 и 8,3 п.п.. При этом производство в Приволжском федеральном округе практически исчезло, а в Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах исчезло полностью. В итоге, по состоянию на 2014 год, в России только 4 округа можно было назвать значимыми производителями паркета: ЦФО, ДФО, ЮФО и СФО.
Импорт, в отличие от объема производства, в последние годы показывал уверенную тенденцию к росту. Однако снижение курса рубля 2014-2015 гг не могло не оказать влияние на импорт паркета. Снижение объема импорта в 2015 году в некоторые месяцы было чрезвычайно резким: например, в июне 2015 года объем импорта сократился в 4 раза по сравнению с июнем 2014, а в апреле 2015 – в 15 раз по сравнению с прошлым годом. Но осенью 2015 года, в сентябре и октябре, объемы импорта паркета показали относительную стабильность – около 60% от уровня 2014 года.
На рынке паркета, как и на большинстве рынков строительных и отделочных материалов, традиционный «высокий сезон» приходится на теплые месяцы: с июня по сентябрь. В этот период покупается около 40% годового объема паркета. Однако в 2015 года резкое падение импорта не позволило рынку, несмотря на сезон, показать высокие цифры: продажи паркета составили чуть более 50% обычного для теплого сезона объема.
Таким образом, 2015 год для рынке паркета стал худшим за наблюдаемый период: падение объема по итогам года, по оценке «Экспресс-Обзор», составило около 30%. Более того, аналитики «Экспресс-Обзор» не прогнозируют быстрого восстановления рынка паркета: тренд снижения объема рынка сменится лишь к 2018 году.
Исследования по теме: