Объем рынка экспресс-доставки корреспонденции и посылок в 2014 году вырос почти на 12% к уровню 2013 года, при этом темпы роста замедлились. Сдерживающим фактором продолжает оставаться количество внутренних EMS-отправлений (-10% к 2013 году).
Драйвером роста рынка экспресс-доставки в период 2010-2014 гг. остается сегмент B2C. Среднегодовые темпы прироста объема рынка в этом сегменте составили 29,8%. На развитие B2C-сегмента во многом влияет интенсивное развитие Интернет-торговли. Объем розничной Интернет-торговли в 2014 году вырос почти на 30% к предыдущему году. В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, валютными колебаниями, аналитики прогнозируют сокращение темпов роста Интернет-торговли и В2С сегмента рынка экспресс-доставки в ближайшие годы, но падения не произойдет.
Сегмент B2B постепенно теряет позиции за счет более медленного развития. Доля сегмента В2В с 2010 года сократилась с 70% до 58%. В ближайшие годы прогнозируется сокращение темпов роста сегмента, за счет стремления бизнеса в кризисных условиях оптимизировать затраты, в первую очередь на логистику.
В региональной структуре экспресс-отправлений наибольшую долю по-прежнему составляют внутренние отправления (около 85%). Один из факторов роста сегмента – распространение Интернет-торговли, рост интернет-продаж.
На рынке функционируют 3 группы игроков: национальный почтовый оператор, представляющий в России услугу EMS (Express Mail Service); глобальные компании, так называемые, интеграторы рынка (DHL, UPS, TNT, FedEx) и альтернативные (преимущественно российские) операторы. ТОП-9 ключевых игроков рынка занимает порядка 86% всего объема рынка экспресс-доставки корреспонденции и посылок.
Интеграторы выступают в роли транспортно-логистических компаний, лицензию операторов почтовой связи не имеют и действуют преимущественно в сегменте международных перевозок в B2B-секторе рынка. Альтернативные операторы по ряду услуг конкурируют как с «Почтой России» (в сегменте внутренней доставки), так и с международными интеграторами (по премиальным продуктам и в сегменте срочной международной доставки). При этом «Почта России» активно проводит модернизацию всех процессов, налаживает отношения с отечественными и зарубежными интернет-магазинами.
По прогнозам «Экспресс-Обзор», рынок экспресс-доставки корреспонденции и посылок в России покажет положительную динамику, при этом темпы роста сократятся. В 2015 году ожидаемый рост рынка не превысит 9% к предыдущему году. Ежегодный прирост рынка за период 2015-2018 составит 13%.