В маркетинговом исследовании «Рынок экспресс-доставки корреспонденции и посылок в России 2013: итоги, драйверы роста и прогноз на 2014 - 2017» говорится, что в 2013 году объем рынка экспресс-доставки корреспонденции и посылок показал умеренный по отношению к предыдущим годам прирост. Замедление общих темпов прироста связано со снижением натурального объема внутренних EMS-отправлений (-5% по отношению к 2012 году).
Сопоставление данных, проведенное специалистами «Экспресс-Обзор», позволило сделать вывод, что в 2013 году удельный вес B2C-сегмента рынка в общей структуре рынка по основным группам клиентов превысил 50%. Ключевым драйвером роста в B2C-сегменте рынка экспресс-доставки является активное развитие Интернет-торговли. Удельный вес сегмента онлайн от общего объема розничной торговли в России еще сравнительно невысок (2,2%), и в разрезе международных сопоставлений очевидно, что российский рынок Интернет розницы пока не насыщен и имеет огромный потенциал для роста.
В B2B-секторе в 2010 – 2013 гг. одной из точек роста сегмента стала торгово-экономическая интеграция Белоруссии, Казахстана и России (Таможенный союз), значимо увеличившая потоки корреспонденции и посылок между странами-партнерами. Вступление России в ВТО рассматривается игроками рынка как один из потенциальных драйверов развития сегмента B2B.
Наибольший удельный вес в региональной структуре объема рынка экспресс-доставки имеют внутренние отправления. Опережающие темпы прироста в период с 2010 по 2013 г. показывали сегменты «в пределах крупных городов» и «в пределах крупных регионов», где одним из определяющих факторов активного роста также выступило увеличение объемов Интернет-продаж.
На рынке функционируют 3 группы игроков: национальный почтовый оператор, представляющий в России услугу EMS (Express Mail Service); глобальные компании, так называемые, интеграторы рынка (DHL, UPS, TNT, FedEx) и альтернативные (преимущественно российские) операторы. ТОП-9 ключевых игроков рынка занимает порядка 86% всего объема рынка экспресс-доставки корреспонденции и посылок.
Интеграторы выступают в роли транспортно-логистических компаний, лицензию операторов почтовой связи не имеют и действуют преимущественно в сегменте международных перевозок в B2B-секторе рынка. Альтернативные операторы по ряду услуг конкурируют как с «Почтой России» (в сегменте внутренней доставки), так и с международными интеграторами (по премиальным продуктам и в сегменте срочной международной доставки).
По прогнозам специалистов «Экспресс-Обзор», объем рынка экспресс-доставки в 2014 – 2017 гг. покажет положительную динамику развития. Сегмент B2C продемонстрирует более активное развитие (объем категории к 2017 году вырастет более чем в 2,5 раза), развитие сегмента B2B будет происходить умеренными темпами.