Объем рынка канцтоваров:
Специалисты компании «Экспресс-Обзор» провели оценку объема рынка канцтоваров в два этапа – оптового рынка, на котором работает несколько крупных дистрибьюторов, и розничного рынка. Согласно оценке, в 2011 году объем рынка канцелярских товаров увеличился на 5,2%, при этом инфляция по итогам года составила 6,1%, а прирост цен на непродовольственные товары – 6,7%.
С ростом объема рынка в денежном выражении происходит замедление темпов роста, связанное с постепенным насыщением рынка и усилением конкуренции. Кроме того, на падение темпов роста оказывает влияние демографический кризис, который стал основной причиной снижения спроса на школьную канцелярию.
Импорт и экспорт канцтоваров:
Объем импорта канцелярских товаров в стоимостном выражении в 2011 году увеличился на 9% по сравнению с показателями 2010 года, когда был отмечен резкий скачок объема импорта более чем в полтора раза, что говорит о увеличении потребительского интереса к более качественным и дорогим товарам. Объемы экспорта канцтоваров, по официальным данным, не превышают 10% от объема импорта, при этом за период с 2003 года доля экспорта в общем объеме производства канцтоваров в России сократилась, а физический объем сохранился на прежнем уровне.
Как повлиял кризис на рынок канцтоваров:
Как показал кризис, в сегменте школьной канцелярии его влияние ощущалось не столь значительно, поскольку родители даже в кризис предпочли не экономить на покупках канцтоваров для школы. Так по данным ВЦИОМ в 2009 году на покупку школьно-письменных принадлежностей и сумки родители потратили на 14% больше, чем годом ранее. В 2010 и 2011 годах расходы на школьные принадлежности тоже увеличивались.
Прогноз развития рынка канцтоваров:
Вследствие вышеперечисленных причин, а также, принимая во внимание, что в 2011 году началось постепенное восстановление численности школьников, а численность жителей трудоспособного возраста, напротив, будет сокращаться, ожидать бурного роста рынка в ближайшие годы не стоит. По оценке «Экспресс-Обзор», в 2012 году рынок увеличится на 6%, такой же рост будет и по итогам 2013 года. В дальнейшем темпы роста рынка канцтоваров будут снижаться в связи с постепенным насыщением рынка.